Контроль давления в шинах автомобиля – неотъемлемый элемент безопасности и эффективности вождения.
Помимо этого, правильное давление обеспечивает стабильность на дороге, повышает экономию топлива, улучшает долговечность шин, обеспечивает управляемость, комфорт во время движения.
К чему приводит неправильное давление в шинах
Как пониженное, так и повышенное давление приводит к негативным последствиям.
Избыточное:
- сужение площади контакта шины с дорогой, что ухудшает сцепление и управляемость автомобиля, особенно на мокрой или скользкой дороге;
- центральная часть протектора изнашивается быстрее, что снижает срок службы шин и требует более частой их замены;
- увеличение пути торможения из-за небольшого контакта покрышки с дорожным полотном;
- ухудшение комфорта, так как колеса хуже амортизируют к неровностям дороги;
- увеличение вероятности проколов при проезде через ямы или другие острые предметы на дороге;
- чрезмерная нагрузка на подвеску транспортного средства;
- повышение вероятности появления грыжи.
Недостаточное давление:
- нестабильность автомобиля, затрудненная управляемость;
- повышение сопротивления качению, что требует больше усилий со стороны двигателя и, следовательно, ведет к большему расходу;
- неравномерный износ и сокращение срока службы шин;
- повышенный риск проколов покрышек из-за большой площади соприкосновения с дорожным покрытием;
- быстрый нагрев покрышки, что чревато отслоением каркаса;
- риск разбортирования колеса;
- усиление эффекта аквапланирования.
На практике снижение давления приводит к уменьшению ресурса покрышки почти на треть и на 3% повышает потребление горючего.
Инструкции по проверке давления в шинах с помощью манометра
Ниже разберемся, что необходимо использовать для измерения давления, и в какой последовательности действовать.
Существующие типы манометров
Сегодня доступны разные типы приборов, которые используются для измерения давления в шинах:
- Стрелочный. Традиционный тип манометра, который имеет стрелку, указывающую текущее значение давления. Часто бывает компактным и простым в использовании. Может требовать более точного считывания, а особенно при измерении давления с точностью до долей PSI.
- Электронный. Предусматривает цифровой дисплей для отображения значения давления. Обычно такие приборы точнее и более легкие в использовании, чем стрелочные. Некоторые электронные манометры также могут иметь дополнительные функции, такие как автоматическое выключение или сохранение предыдущих измерений.
- Манометр с реечной шкалой. Имеет реечную шкалу, аналогичную измерителям давления в воздушных насосах. Позволяет добавлять воздух в шины до достижения нужного значения. Это полезно для более точной регулировки.
- Манометр с выдвижной шкалой. Усовершенствованный вариант стрелочного прибора. Более точный и легче читается в сравнении со стрелочными манометрами.
В продаже доступны как отдельные устройства, так и встроенные приборы. Последние внедряются в насос или компрессор, что позволяет сделать замеры максимально быстро.
Как измерить давление
При измерении показателя дождитесь, пока шины остынут. Это необходимо для получения более точной информации, ведь в нагретых колесах параметры будут искажены.
Алгоритм действий следующий.
ШАГ 1.
Из руководства по эксплуатации автомобиля или на специальном шильдике (об этом подробно ниже) узнайте, какое нормативное давления должно быть в шине.
ШАГ 2.
Открутите колпачок ниппеля.
ШАГ 3.
Измерьте с помощью манометра давление в колесе. Проследите, чтобы после прижатия в месте контакта не выходил воздух.
Сделайте несколько измерений, чтобы убедиться в правильности результатов.
ШАГ 4.
Верните колпачок на место.
Если полученные параметры сходятся с теми, что рекомендует завод-изготовитель, проверку можно завершить.
Аналогичным образом снимите показания на всех колесах. Если параметры отличаются, подкачайте шины до требуемого уровня или спустите воздух с помощью ниппеля.
Колибровка манометра своими руками – небольшой лайфхак
Если есть подозрение, что ваш манометр показывает неправильные показания, его можно откалибровать.
Для этого понадобится новый прибор, который можно взять у соседа по гаражу, а лучше обратиться в автомагазин, где продаются качественные приборы.
Взять манометр можно под залог сказав, что спустило колесо и нужно замерить давление.
Порядок действий:
- Замеряете давление своим манометром и запоминаете показания.
- Тоже самое делаете, но уже новым прибором, который был взять в магазине.
Если показания отличаются делайте следующее:
- Снимаете защитное стекло у своего манометра поддев его ножом.
- Таким же образом снимается стрелка.
- Подключаем прибор к ниппелю колеса.
- Устанавливаем стрелку на своем приборе таким образом, чтобы она показывала на давление, которое было снято новым манометром.
- Закрепляем стрелку.
- Устанавливаем защитное стекло.
- Возвращайте прибор в магазин.
Проверка давления в шинах без манометра
Сразу отметим, что определить давление «на глаз» не выйдет. Этот вариант можно использовать только в качестве временной меры, когда другие способы по какой-то причине не доступны.
К альтернативным решениям стоит отнести следующие:
- Сравнение с другой шиной. Поставьте авто на ровную поверхность. Осмотрите 4 колеса и выберите покрышку максимально накаченную. Берите ее за эталонную. Визуально сравните степень накаленности других колес с эталонной шиной. Спущенное колесо будет сильно выделятся на фоне накаченных.
- Сигнал ABS. Многие современные авто комплектуются электронными системами, которые определяют разницу давления в колесах. Чаще всего для этого применяется АБС. Устройства работают на принципе ЭМ-датчиков в ступицах и регистрируют снижение давления на 1 атмосферу.
- По ощущениям при нажатии. Осторожно надавите пальцем на боковую часть шины. Если она сильно упругая и жесткая, возможно, давление избыточное. Если она мягкая и податливая, с высокой долей вероятности параметр недостаточный. Минус метода в том, что он очень субъективный и ненадежный.
- Удар по боковой части. Этот способ похож на предыдущий, но предусматривает удар кулаком в перчатке. Если колесо накачано, звук такой, как будто имеется контакт с деревянной поверхностью. При снижении давления меньше 1.5 атмосфер удар приобретает мягкость и глухость. При этом боковая часть прогибается и пружинит.
- По внешнему виду. Иногда шины с недостаточным давлением имеют более широкое основание, а колеса с избыточной накачкой, наоборот, выглядят более выпукло. Это не самый точный метод, но в некоторых случаях помогает выявить проблемы.
- Увод авто влево или вправо. Если одно из колес спущено, машину начинает вести в сторону спущенного колеса.
Современные системы контроля за давлением в шинах
В мире давно ведется работа по повышению безопасности движения, и появление специальных систем контроля давления шин — одно из направлений.
Такие устройства призваны предупредить водителя о потенциальных проблемах с давлением и даже указать точные параметры.
Условно они делятся на две категории: прямые и косвенные.
Прямые
В виде датчиков, которые фиксируют давление в колесе и передают информацию на частоте 433 МГц. Такой вариант контроля наиболее точный и позволяет улавливать изменения даже на 0.1 бар. В некоторых вариантах система показывает давление в четырех колесах в режиме онлайн.
Минусы устройств — высокая цена, сложный шиномонтаж и зависимость от изменения положения колес (приходится вносить изменения в настройке). Кроме того, срок службы датчиков ограничен 5-7 годами.
Стоимость комплекта — около 5000 рублей, а при установке с завода и того меньше.
Косвенные
Здесь предусматриваются возможности ABS, которая работает в комплексе с другими системами автомобиля. Электронные устройства контролирует частоту вращения, которая у спущенного колеса увеличивается.
Такой метод не гарантирует большой точности, и оптимальным отклонением считается 0.3-0.5 бара.
Иногда косвенные системы «думают», что давление снизилось при неравномерной нагрузке, быстрых маневрах, движении на горку и вниз. Для решения проблемы применяется задержка информирования о спуске шины.
К примеру, можно поставить 1 минуту, которой достаточно для восстановления параметров (если проблема не серьезная).
Покупать косвенные системы отдельно не нужно, ведь они отличаются только наличием соответствующего ПО.
Некоторые производители выпускают отдельные комплекты прямого контроля, которые устанавливаются самостоятельно.
После монтажа данные передаются по Блютуз на приложение в телефоне. В некоторых случаях в комплекте идет небольшой блок-монитор.
Виды датчиков давления
Датчики давления в шинах могут быть разными по типу размещения и механизму работы.
Типы по размещению:
- Внешние. Располагаются на внешней части шины и соединяются с внутренней системой мониторинга давления. Обычно имеют батарейку и радиосвязь с приемником внутри автомобиля. Обеспечивают более точное измерение давления и могут также передавать информацию о температуре шин.
- Внутренние. Размещаются внутри шины, чаще всего на ободе колеса. Измеряют давление и температуру изнутри. Обеспечивают более долгий срок службы, так как менее подвержены внешним воздействиям, но могут быть сложнее в установке и обслуживании.
По конструкции делятся на:
- Механические. Используют простой механизм для передачи информации о давлении. Могут быть внутренними или внешними, обычно имеют стрелочный или числовой дисплей для отображения значения давления. Менее точные и требуют более частой калибровки.
- Электронные. Используют электронику для измерения и передачи данных о давлении. Могут быть как внутренними, так и внешними, и обычно используются в системах мониторинга давления в шинах (TPMS). Обеспечивают более точные измерения и часто имеют дополнительные функции, такие как предупреждение о потере давления или сигналы о снижении.
Давление в низкопрофильных шинах
Главная особенность шин с низким профилем — наличие двух особенностей: небольшая высота профиля (боковой части) и увеличенный диаметр обода.
При снижении давления высок риск искривления боковой части, из-за чего она касается дороги, а скорость износа увеличивается.
При выборе давления в низкопрофильных шинах важно смотреть на параметр, указанный для загруженного авто, и в отношении максимального давления для покрышки.
Информация отображается на боковой части возле надписи MAX Pressure. При этом единицы измерения могут быть различными — PSI, BAR или KPA.
Признаки неправильного давления в шинах
Пониженное:
- Постоянное ощущение «мягкости». Автомобиль кажется менее устойчивым на дороге, как будто «плавает».
- Увеличенный износ по краям шин. Если видно, что протектор изнашивается быстрее по краям, это указывает на недостаточное давление.
- Ухудшение управляемости. Автомобиль сложней контролировать на дороге, в первую очередь на поворотах. Если спущено только одно колесо, машину начинает «водить» или тянуть в какую-то из сторон.
- Странные звуки. Могут проявляться на крутых виражах и небольших скоростях. На резких поворотах покрышка подламливается, поэтому, кроме странного звука», возникает риск разбортировки.
Повышенное давление:
- Жесткая поездка. Автомобиль ощущается более жестким на неровностях из-за уменьшенной амортизации.
- Центральный износ. Осевая часть протектора изнашивается быстрее.
- Сниженное сцепление на мокрой дороге. При перекачивании шин площадь контакта с поверхностью сокращается, что ведет к ухудшению сцепления.
- Проблемы с управляемостью. Автомобиль становится менее устойчивым на дороге.
- Ощущение более легкого движения накатом.
Рекомендуется регулярно (желательно ежемесячно) проверять давление в шинах и корректировать его при необходимости.
Сколько атмосфер надо качать на машине?
Давление в шинах автомобиля может различаться в зависимости от типа ТС, марки и модели, а также рекомендаций производителя.
Показатель измеряется в PSI (фунтах на квадратный дюйм) или кПа (кило паскалях).
Чаще всего оно имеет следующие параметры:
- Легковые авто (минивен, седан, мини-пикап) — 27-32 (до 40) PSI;
- Грузовики и внедорожники — 80-120 PSI.
Для перевода PSI в бары необходимо поделить параметр на 14.5. К примеру, 32 PSI будет равен 2,20632 барам.
Стоит учесть, что рекомендуемый заводом-изготовителем параметр — не всегда эталон. Водитель может корректировать давление в большую или меньшую сторону с учетом типа дорожного покрытия, желания сэкономить топливо и повысить уровень комфорта.
Также обратите внимание, что на давление влияет погода. К примеру, летом параметр растет, а зимой — падает. На этом вопросе мы еще остановимся в отдельном разделе.
Где найти нормативы давления для своего автомобиля
Обычно сведения по давлению указаны на наклейке или в руководстве по эксплуатации, а также они могут быть указаны на внутренней стороне дверцы водителя или на бензобаке.
Перечислим все возможные места размещения данных:
- Руководство пользователя. В большинстве случаев рекомендации по давлению приведены в мануале для вашего автомобиля. Обычно информация содержится в разделе «Технические характеристики» или «Эксплуатационные параметры».
- Внутренняя сторона или рама дверцы водителя. Часто здесь находится наклейка с информацией о рекомендованных параметрах для шин, включая давление.
- Бензобак. В некоторых автомобилях информация может быть указана на внутренней стороне крышки топливного бака.
- Мануалы и ресурсы производителя. Официальные веб-сайты производителей часто предоставляют подробные данные о характеристиках автомобиля, включая рекомендации по давлению для шин.
- Онлайн-калькулятор. На сайтах в интернете можно найти много калькуляторов для расчета давления. Требуется указать марку, модель, а также другие параметры, чтобы получить интересующую информацию.
- Шина. Многие производители указывают PSI на самой покрышке, чтобы владелец не ошибся с давлением. Но стоит учесть, что завод-изготовитель чаще всего использует максимально допустимый параметр. Использовать его в качестве номинального нельзя.
- Дополнительные варианты. Кроме рассмотренных выше способов, стоит учесть еще несколько — посмотреть на стойке кузова или в бардачке.
- Сервисные центры. Если не можете найти данные самостоятельно, можно обратиться в авторизованное СТО для консультации и помощи.
Как перевести значение давления, если оно в других единицах измерения
В зависимости от завода-изготовителя давления в колесах может измеряться в разных единицах. Для наглядности сведем информацию в таблицу.
Бар |
Атм физическая атмосфера |
Ат (кгc/см²) Техническая атмосфера |
Паскаль (Pa, Па) |
Psi (фунты на квадратный дюйм) |
1 |
0,98692 |
1,0197 |
105 |
14,504 |
0,980665 |
0,96784 |
1 |
98064,133 |
14,223 |
1,01325 |
1 |
1,033 |
101325 |
14,697 |
2 |
1,97385 |
2,03943 |
205 |
29,0075 |
Ответы на часто задаваемые вопросы
Редакцией сайта были подготовлены ответы на часто задаваемые вопросы.
Как часто следует проверять давление в шинах?
Рекомендации по частоте проверки давления в шинах могут различаться в зависимости от условий эксплуатации, типа автомобиля и предпочтений производителя.
В общем случае требуется делать это как минимум один раз в месяц и перед продолжительными поездками.
Важно проверять давление в шинах после долгой стоянки авто так как спускать шина может постепенно, сбрасывая до 1 атмосферы в неделю.
Рассмотрим базовые рекомендации:
- Ежемесячно. Регулярная проверка раз в месяц считается хорошей практикой. Это позволяет быстро выявить незначительные потери давления и поддерживать шины в хорошем состоянии.
- Перед длительными поездками. Это помогает обеспечить безопасность и эффективность движения.
- При изменении температуры. Температурные колебания влияют на давление в шинах. Если происходит резкая смена погоды, например, в сезон перехода от холодов к теплу или наоборот, стоит проверить параметр.
- При визуальных признаках. Если замечаете, что шина выглядит опущенной или визуально имеет нестандартную форму.
- После ремонта или замены шин. Если только что произведен ремонт или вы поменяли колеса.
Можно ли ехать при низком давлении в шинах?
Езда при низком давлении в шинах нежелательна. Это снизит управляемость, повысит расход топлива, увеличит риск порезов и повреждений, а также сократить срок службы покрышки.
При появлении ситуации с низким давлением рекомендуется немедленно корректировать его до рекомендованных значений перед продолжением движения.
Как понять, что давление в шинах упало?
Визуально внешним осмотром, как это делать написано выше. При движении к признакам снижения давления стоит отнести изменение курса машины вправо или влево. Кроме того, повышается жесткость работы подвески, а в наиболее сложных случаях появляется хлопающий звук.
Почему падает давление в шинах?
Это может происходить из-за временных факторов, таких как изменение температуры, нормальный процесс диффузии воздуха через резину и металл диска, а также из-за микроскопических пор на поверхности.
Незначительные потери воздуха в шинах с течением большого времени считаются нормальными.
Однако, если давление падает слишком быстро (от нескольких часов до одной недели) это может быть вызвано дефектами в шине, проколами (незаметными — проволока, шуруп, гвоздь) или проблемами с ободом.
Сколько атмосфер необходимо накачивать?
В легковых машинах оптимальный параметр находится на уровне 1,9 — 2.3 атмосфер. Важно следить, чтобы на всех колесах были идентичные значения.
Советы специалистов
В вопросе контроля и проверки давления шин важно учесть следующие моменты:
- При достижении указанного производителем давления колесо не лопается. Но нужно быть готовым, что при максимальном PSI возможны проблемы с безопасностью (о них упоминалось выше).
- Помните, что при измерении давления в разную погоду показатели могут немного отличаться. Зимой — в меньшую, а летом — в большую сторону.
- При перевозке больших грузов в багажнике подкачайте задние колеса, а после завершения поездки приведите показатель к норме.
- Помните, что определить давление на глаз вряд ли получится, поэтому не ленитесь и используйте манометр.
- Не превышайте давление, которое указано на самих покрышках.
- Лучи солнца нагревают шины даже на стоящей машине. Это необходимо учесть при измерении давления на авто, которое одной стороной обращено к солнцу.
- При движении по очень горячему асфальту летом температура воздуха в покрышках увеличивается. Учитываете это перед поездокой.
- В случае незначительного превышения рекомендуемого значения можно слегка улучшить управление и сократить расход топлива.
- Параметр PSI, который указывается на покрышке, характерен для холодного колеса.
- Во всех случаях придерживайтесь рекомендаций производителя.
- Используйте качественный и надежный манометр для измерений, чтобы быть уверенным в точности параметров.
- Не забывайте о запаске и также убедитесь, что в ней правильный уровень PSI, чтобы при необходимости быстро выполнить замену.
- Запомните или запишите данные после накачивания колеса, чтобы при необходимости знать, в какую сторону произошли изменения.
- Периодические проверяйте колеса на факт повреждений: шишек, порезов, проколов и т. д.
- Если давление меньше рекомендуемого, произведите подкачку до необходимых значений.
Корректировка давления в шинах при эксплуатации авто в разных условиях
Много вопросов касается того, как меняется давление в колесах в зависимости от погодных условий. Для наглядности выделим разные ситуации:
Лето и зима
Выше уже отмечалось, что в летнюю пору давление возрастает, а зимой, наоборот, падает. При снижении температуры на 10 градусов Цельсия давление падает на 0.07-0.14 бар. В летний период требуется, наоборот, прибавить 0.2 бара.
Снег и лед
При движении по укатанному снежному покрытию и льду рекомендуется слегка перекачать колеса, чтобы улучшить работу протектора. Если шина забьется снегом, снижается качество сцепления и увеличивается тормозной путь.
Едем по трассе
Движение с большой скоростью ведет к нагреву колес. При этом не известно, какой именно будет погода, поэтому не стоит выбирать слишком высокое или чрезмерно низкое давление. Лучше отдавать предпочтение среднему (нормативному) параметру.
Едем по бездорожью
При движении по плохой дороге рекомендуется слегка уменьшить давление в шинах. Некоторые идут на крайности и уменьшают параметр чуть ли не до 0.7 атмосфер.
Если водитель имеет небольшой опыт, неправильное вождение может привести к сходу шины с диска. Такие ситуации являются распространенным явлением.
На загруженной машине
При движении по плохой дороге ключевое значение имеет общий вес авто. В таких обстоятельствах важно выбирать давление с учетом загрузки. На стойке кузова зачастую сказано, что чем больше загрузка, тем выше давление в колесах сзади.
Если ехать по слишком плохой дороге, такой подход чреват повреждением колеса, разрывам и грыжам.
Это значит, что в случае повышения давления рекомендуется ехать более спокойно и ровно. При этом повышение давления должно быть незначительным.
В горной местности
Важный момент при движении на автомобиле в горах состоит во множестве виражей и частых торможений. В результате шина перегревается от соприкосновения с асфальтом и работы тормозных колодок.
По этой причине поднимать давление в колесе не нужно, ведь высокая температура вносит свои правки.