Из этой статьи вы узнаете, почему чернеет моторное масло и сколько времени должно уходить на этот процесс, как влияет неисправность мотора на изменение цвета смазки, что нужно предпринять для нормализации процесса старения масла.
О чем говорит черное масло в двигателе?
Черное масло в двигателе может сказать о многом, перечислим наиболее вероятные этому объяснения:
- Естественное старение. Со временем моторное масло темнеет из-за естественных процессов старения и из-за смешивания с продуктами горения, что является нормальным процессом. Это свидетельствует о том, что масло выполняет свою функцию, улавливая сажу и продукты износа, чтобы они не циркулировали по системе.
- Износ двигателя. Чрезмерный износ компонентов мотора, таких как поршни, кольца или цилиндры, приводят к увеличению попадания выхлопных газов в масло, что делает его черным. Это может указывать на более серьезные проблемы, требующие ремонта или замены деталей.
- Несовременная замена. Если масло не менялось вовремя или фильтр засорился, это приведет к накоплению грязи и сажи, делая его черным и густым. Регулярная замена масла и фильтра является ключевым моментом в обслуживании автомобиля.
- Проблемы с охлаждением. Если система охлаждения работает неэффективно, это приведет к перегреву двигателя и, как следствие, к ускоренному окислению масла.
- Использование некачественного топлива. Может содержать примеси, которые не полностью сгорают в процессе работы двигателя, оставляя сажу и другие отложения, которые в итоге попадают в масло и делают его черным.
Черное масло само по себе не всегда является признаком серьезной проблемы, особенно если это происходит после недавней его замены. Однако если оно становится черным слишком быстро после замены, это может указывать на необходимость дополнительной диагностики и возможно, ремонта.
Важно регулярно проверять уровень и состояние рабочей жидкости, а также следовать рекомендациям производителя автомобиля по ее замене.
Причины почему чернеет моторное масло
Сразу отметим, что в любом случае в процессе эксплуатации масло будет чернеть, но вот происходить это может по разным причинам. Сначала разберемся с самим смазочным материалом.
Современное масло для двигателя внутреннего сгорания – многокомпонентная жидкость, которая должна выполнять ряд важных функций внутри мотора.
- Первая – это создание масляной пленки между поверхностями для снижения трения между ними. Эта пленка образуется в процессе смазки этих поверхностей.
- Вторая функция – это отвод тепла от трущихся элементов. Во время работы мотора его узлы все же трутся, из-за чего они нагреваются. И если тепло не отводить, то из-за чрезмерной температуры металл начнет расширяться, что приводит к заклиниванию узла.
И третья функция – промывка поверхностей для удаления продуктов износа и грязи. Все из-за того же трения образуется мелкая металлическая стружка, которая в дальнейшем выступает в качестве абразива, повышая износ поверхностей и двигателя в целом.
Грязь тоже поступает таким же образом. Прорывающиеся из цилиндров в картер газы тоже несут в себе загрязняющие элементы сажу — и не желательно, чтобы они оседали на рабочих поверхностях.
И если металлическая стружка после смыва и грязь часто оседают на дно картера или же задерживаются в фильтре, то сажу масло растворяет и удерживает в себе. Для этого в его составе имеются моющие щелочные присадки.
Щелочь – универсальный растворитель и нейтрализатор кислот, и ее наличие в составе смазочного материала предотвращает оседание на поверхностях узлов сажи и других загрязняющих веществ. А поскольку они нигде не оседают, а задерживаются в масле, то в конечном итоге они приведут к изменению цвета масла — его потемнению.
В итоге можно сказать, что быстрое почернение моторного масла является признаком нескольких потенциальных проблем или особенностей работы двигателя.
Перечислим основные причины, по которым это может происходить:
- Высокая загрязненность. Если двигатель испытывает высокую степень загрязнения из-за внутреннего износа или использования некачественного топлива, это привести к быстрому почернению масла. Грязь, сажа и другие продукты сгорания быстро окрашивают жидкость в черный цвет.
- Неполное сгорание топлива. Проблемы с системой зажигания, такие как изношенные свечи, неправильно настроенный карбюратор или форсунки, приводят к неполному сгоранию топлива. Это означает, что углерод и другие продукты сгорания попадают в масло, приводя его к быстрому почернению.
- Износ двигателя. Повышенный износ компонентов мотора, таких как поршневые кольца и цилиндры, приводят к увеличению попадания газов и частиц, вызывающих чернение масла.
- Короткие поездки. Регулярное использование автомобиля для коротких поездок, когда двигатель не достигает рабочей температуры, может привести к конденсации воды и топливных остатков в масле, что способствует его окислению и почернению.
- Перегрев. Работа двигателя в условиях перегрева ускоряет химические реакции в масле, включая окисление, что приводит к его быстрому почернению.
- Использование некачественного или неподходящего типа. Масла, не соответствующие спецификациям производителя автомобиля, могут быстрее окисляться и чернеть.
- Проблемы с турбонаддувом. У автомобилей с турбонаддувом часто происходит чернение масла, особенно если есть утечка его в турбину.
Быстрое почернение моторного масла — это сигнал, который не следует игнорировать. Рекомендуется провести тщательную диагностику двигателя, чтобы выявить и устранить возможные проблемы, предотвратив более серьезный ущерб мотору в будущем.
Как быстро должна чернеть смазка?
Многие задаются вопросом, какой цвет масла должен быть при разном пробеге.
Однозначно сказать, что при таком-то пробеге цвет его должен быть такого цвета, а при большем – сильнее измениться, нельзя, поскольку это зависит от нескольких факторов:
- качества смазочного материала;
- его пакета присадок;
- технической исправности силовой установки;
- степени ее износа и загрязненности.
Предположим, что мотор – новый, и технически полностью исправен, и изменение цвета зависит полностью от масла и его состава.
При использовании качественного масла его потемнение произойдет не раньше, чем через несколько тысяч пробега и будет этот процесс постепенным.
Но и здесь тоже есть много нюансов.
В составе моторного масла может быть разное количество моющих щелочных присадок.
Так, в смазочном материале с небольшим содержанием щелочи процесс промывки будет производиться медленно, а, значит, и масло станет черным позже.
И наоборот, при большом количестве щелочных присадок удаление загрязняющих веществ будет проходить интенсивнее, и материал потемнеет раньше.
Но в любом случае масло потемнеет и это не является признаком того, что пора его менять, если, конечно, не был выработан его ресурс. Это скорее сигнал о том, что материал – качественный и выполняет свои функции.
А вот отсутствие потемнения после длительной эксплуатации является нехорошим признаком – масло не производит промывку, и грязь оседает на поверхностях. В таком случае лучше произвести замену на другой вид рабочей жидкости.
Стоит отметить, что не стоит использовать смазочный материал больше по сроку, чем это установлено автопроизводителем.
Читайте также:
Дело в том, что масло по мере работы расходует свои присадки и в конечном итоге перестает выполнять свои функции, в том числе и промывку.
По мере старения смазочный материал в меньшей степени будет удалять загрязняющие вещества с поверхностей. Те в свою очередь начнут влиять на теплоотдачу и трение.
Оседая на стенках масляных каналов, грязь и сажа будут уменьшать их диаметр и пропускную способность. Если своевременно не проводить замену смазочного материала, в конечном итоге это приведет к закоксованности – загрязняющие вещества на поверхности станут настолько плотными, что новый смазочный материал попросту уже не сможет отмыть их, а все это скажется на ресурсе силовой установки – капитальный ремонт придется проводить раньше.
Чернеет масло в дизельном двигателе
Чернение масла в дизельном двигателе является более распространенным явлением по сравнению с бензиновыми агрегатами, и это связано с несколькими факторами, характерными для работы таких моторов:
- Высокая сажевая нагрузка. Дизельное топливо содержит больше углерода, чем бензин, что приводит к образованию большего количества сажи при сгорании. Эти частицы попадают в моторное масло, окрашивая его в черный цвет. Масляный фильтр улавливает часть этих частиц, но не все, и со временем масло темнеет.
- Температурный режим работы. Дизельные двигатели работают при более высоких температурах, что ускоряет процесс окисления масла. Окисление приводит к изменению его цвета на более темный.
- Рециркуляция отработанных газов (EGR). Многие современные дизельные двигатели оснащены системой EGR, которая снижает выбросы NOx путем повторного введения части отработанных газов в камеру сгорания. Это увеличивает количество сажи и кислот в масле, что способствует его чернению.
- Высокая нагрузка и мощность. Дизельные двигатели часто эксплуатируются в условиях высокой нагрузки, особенно в коммерческом транспорте и на грузовиках. Это увеличивает износ и количество загрязняющих веществ в масле.
- Продукты износа. Как и в любом двигателе, износ металлических компонентов приводит к образованию мелких частиц, которые могут окрашивать масло в более темный цвет.
Важно отметить, что черное масло в дизельном двигателе не всегда указывает на проблему. Для таких моторов это может быть нормой из-за их конструктивных особенностей и условий работы. Однако всегда рекомендуется следить за состоянием рабочей жидкости и регулярно его менять в соответствии с рекомендациями производителя, чтобы обеспечить долгую и надежную работу мотора.
Влияние неисправности мотора на изменение цвета смазки
Это мы рассмотрели только масло, и установили, что последнее будет по мере работы темнеть. Состояние двигателя тоже влияет на изменение цвета смазочного материала.
Износ цилиндропоршневой группы приведет к тому, что увеличится, причем значительно, количество прорвавшихся газов из цилиндров, которые будут обеспечивать более быстрое изменение цвета моторного масла.
Если при этом в бензиновом двигателе разрегулирована система питания, то потемнение будет происходить еще быстрее.
К примеру, из-за неправильной регулировки в цилиндры подается обогащенная горючая смесь. Из-за большого количества топлива эта смесь не сможет в полной мере сгорать в цилиндрах, из-за чего будет образовываться сажа, оседающая на стенках цилиндра.
Масло, омывая стенки, смоет эту сажу и будет удерживать ее в себе, при этом быстро потемнеет.
В дизелях смазочный материал будет менять цвет значительно быстрее, чем в бензиновом моторе, даже если двигатель полностью исправен. Причиной тому является особенность топливной системы и топлива, применяемого в этих моторах.
Дизтопливо во время сгорания образуется значительно большее количество сажи. Часть ее будет попадать в картер вместе с прорвавшимися газами. Из-за этого в дизеле масло чернеет быстрее.
В виде небольшого итога отметим основные причины, от которых зависит скорость потемнения масла:
- Количество моющих присадок в составе смазочного материала (При малом количестве этих присадок потемнение будет проходить постепенно, поскольку щелочь отмывать загрязняющие вещества будет не интенсивно, большое же количество очистных компонентов в смазочном материале обеспечит более быструю промывку и удаление грязи, но из-за этого масло быстрее потемнеет);
- Чистота двигателя (От этого тоже многое зависит. К примеру, в моторе использовалось некачественно масло, которое слабо смывало грязь, и большое ее количество осело на поверхностях внутри. Затем была произведена замена масла на качественное, с хорошим пакетом присадок. Моющие компоненты нового смазочного материала начнут активно удалять грязь, из-за чего масло быстро станет черным);
- Техническая исправность мотора и степень его износа (У исправного и неизношенного двигателя потемнение смазочного материала будет постепенное. Изношенный же агрегат, у которого нарушена работа системы питания, зажигания или газораспределения, очень быстро обеспечит изменение цвета смазочного материала).
При этом также выяснили, что потемнение масла – естественный процесс, и пугаться этого не стоит, тем более что это – хороший показатель, если изменение цвета происходит постепенно и можно продолжать ездить на автомобиле спокойно.
Значительно хуже, если смазочный материал не меняет свой цвет, в дальнейшем это может негативно сказаться, поскольку грязь может забить каналы, приводя к масляному голоданию узлов и механизмов. В итоге двигатель может заклинить.
Если же масло стало черным буквально через несколько десятков километров, то здесь стоит задуматься. Это может произойти после смены марки смазочного материала.
К примеру, сначала применялась не очень качественная жидкость, из-за чего внутри двигателя скопилось большое количеств загрязняющих веществ. После заливки хорошего смазочного материала, он начал активно смывать грязь.
В таком случае можно поступить по-разному – использовать промывку двигателя или же продолжать эксплуатировать залитое масло, но значительно уменьшив пробег до следующей замены, к примеру, не 10 тыс. км, а 5 тыс.
При этом желательно периодически менять масляный фильтр. Это позволит несколько уменьшить количество грязи в масле.
Второй вариант в случае быстрого потемнения – сильный износ мотора и надобность в проведении капитального ремонта или же неправильная работа его систем.
Чтобы разобраться в причине быстрого почернения смазочного материала, в первую очередь необходимо проверить работоспособность систем двигателя, и также замерить компрессию, что даст возможность понять, из-за чего смазка быстро меняет цвет – от неисправности и износа двигателя, или от самого масла.
Читайте также:
Что можно предпринять?
При эксплуатации автомобиля самым лучшим показателем является постепенное изменение цвета смазочного материала, и следует прилагать некоторые усилия, чтобы потемнение происходило именно так.
Самое важное – это правильный подбор масла. Автопроизводители в технической документации всегда указывают, какое по характеристикам масло должно заливаться в двигатель.
Эти указания соблюдать нужно очень строго. Если производитель рекомендует заливать синтетическое и полусинтетическое масло, то минеральное лучше вовсе не использовать.
Масло нужно покупать только у проверенных продавцов, и только известных брендов. Так будет дороже, чем у малоизвестных производителей, но не так, как затраты на капитальный ремонт из-за сильной загрязненности мотора.
Также не стоит без особой надобности менять марку смазочного материала, а использовать только то, что уже залито в мотор. Переходить на другой смазочный материал стоит только в случае недоступности или же после определения, что используемая жидкость со своими обязанностями не справляется.
Периодически необходимо проводить помывку мотора. Для этого применяются специальные промывочные жидкости. Также промывку следует использовать и при смене марки масла.
Промывочная жидкость сама по себе – это то же моторное масло, но с очень большим количеством моющих компонентов. Его использование позволяет удалить все загрязняющие вещества из картера перед заливкой новой жидкости. Также промывка удалит остатки отработанного грязного масла, которое осталось в моторе после слива.
Для очистки мотора перед заливкой не рекомендуется использовать народные средства, которые могут посоветовать якобы «профессионалы», к примеру, дизтопливо.
Его можно было использовать на двигателях старых авто, конструктивно простых. Использование же народных средств на современном моторе может привести к капитальному ремонту.
Народные средства можно применять для раскоксовки силовой установки во время проведения капитального ремонта.
Если после промывки двигателя масло снова становится быстро черным, возможно засоренность его очень сильная и для удаления потребуется разборка мотора и прочистка каналов с применением чистящих средств.
Помимо своевременной замены смазочного материала и периодической промывки необходимо проводить все регламентное техническое обслуживание двигателя.
Замена фильтров, регулировка работы систем и прочие виды обслуживания не только обеспечат нормальное функционирование двигателя, но еще и продлят ему ресурс, поскольку масло в меньшей степени будет загрязняться продуктами горения.
Напоследок еще раз отметим, что постепенное изменение цвета масла – явление нормальное и паниковать по этому поводу не стоит. Это означает, что двигатель в порядке и авто можно смело эксплуатировать.
Но если смазочный материал чернеет очень быстро, то необходимо применять меры, поскольку игнорирование данной проблемы может привести к серьезным последствиям.