Водяной насос системы охлаждения силовой установки авто – один из важнейших элементов, но при этом и чаще всего выходящий из строя. Причем это не зависит от марки модели, будь то Рено Логан или другой автомобиль.
В процессе эксплуатации этот элемент изнашивается и выходит из строя. А поскольку помпа ремонту обычно не подлежит, то в случае возникновения проблем с ней производится ее замена.
Зачастую операция по смене изношенного насоса на новый – несложная, и выполнить ее в состоянии даже начинающий автолюбитель. Главное – знать порядок действий и иметь необходимые инструменты.
Далее рассмотрим, как выполняется замена водяного насоса на примере автомобиля Reno Logan 8 и 16 клапанов.
В качестве примера данная модель выбрана из-за того, что это авто является очень популярным и одним из самых востребованных в своем классе.
Чтобы было понятней, предлагаем ознакомиться с информацией, представленной ниже.
Ресурс узла
Отметим, что Логан комплектуется несколькими типами силовых установок, разных по рабочим характеристикам и параметрам. Но при этом на всех их водяной насос используется один и тот же, поэтому и порядок его замены на разных типах двигателей практически одинаков, за исключением некоторых особенностей, касающихся разборки мотора для доступа.
Вначале разберемся, когда должна выполняться замена данного элемента.
Завод-изготовитель рекомендует выполнять эту операцию каждый раз при замене ремня ГРМ, а ресурс привода составляет 60 тыс. км.
Но опытным путем установлено, что водяной насос способен прослужить и вдвое больше, то есть и 120 тыс. км для помпы не предел.
Отметим, что на ресурс водяного насоса влияет также качество изготовления.
Дешевая деталь, произведенная неизвестно кем, вряд ли сможет отработать длительный срок и быстро выйдет из строя.
Поэтому ориентироваться на рекомендации завода не обязательно. Конечно, если есть лишние деньги, то можно менять насос и при замене приводного ремня, лишним это не будет. Но можно и не делать этого, но при дальнейшей эксплуатации необходимо будет периодически проверять состояние помпы, чтобы вовремя заметить выход ее из строя и произвести замену.
Признаки выхода из строя
Имеется ряд признаков, которые указывают на то, что водяной насос Рено Логан изношен.
Сигналами этого являются:
- Повышенный шум, визг при работающем двигателе со стороны ремня ГРМ;
- Следы антифриза на корпусе двигателя;
- Люфт вала помпы.
Отметим, что визг и шум может создавать не только помпа, а и натяжной ролик. Поэтому данный признак является косвенным.
Определить же неисправность поможет только визуальный осмотр насос на наличие подтеков и проверка люфта.
Советы по выбору новой детали
Водяной насос может выйти из строя в любой момент, поэтому лучше заранее приобрести данный узел, чтобы он был «про запас» (в будущем дешевле он все равно не будет) и при обнаружении, что помпа пришла в негодность, быстро ее поменять.
При этом к выбору данной детали следует подходить серьезно. Лучше всего приобретать оригинальный водяной насос. Это будет являться гарантией того, что помпа соответствует всем стандартам и проработает длительный срок.
Но оригинальные запчасти стоят дороже, чем аналоги, изготовленные фирмами-производителями запасных частей.
Можно, конечно, и сэкономить, купив аналоговую деталь, но при этом необходимо обратить внимание на некоторые нюансы:
- Приобретать деталь необходимо только у проверенных продавцов;
- Фирма-изготовитель должна быть известной;
- Должны иметься сопровождающая документация и сертификаты качества к узлу.
При этом обязательно необходимо проверить саму помпу на наличие повреждений, отсутствие люфтов, шумов при вращении вала и т.д.
Необходимые инструменты
Теперь о том, что понадобиться для выполнения замены. Это зависит от силовой установки, которой укомплектован Рено Логан.
Для 8-клапанных моторов никаких особых приспособлений не требуется, все, что понадобиться – это:
- Набор ключей рожковых и накидных (от 8 до 21);
- Набор головок и вороток с трещоточным механизмом;
- Мощная плоская отвертка;
- Антифриз;
- Емкость для слива;
- Ветоши;
- Домкрат;
- Новый водяной насос с прокладкой;
- Термостойкий герметик (не обязательно);
- Нож.
Что касается 16-клапанных силовых установок, то помимо указанных инструментов потребуются дополнительно еще и специальные приспособления – для фиксации распредвалов и коленчатого вала.
Замена водяного насоса
Далее рассмотрим последовательность работ по замене на примере 1,6-литрового 8-клапанного агрегата:
- Чтобы поменять водяной насос, авто устанавливается на ровную площадку. Наличие смотровой ямы не обязательно. Чтобы обеспечить доступ к шкиву коленчатого вала, выдомкрачиваем правое переднее колесо и снимаем его. Затем демонтируем пластиковую защиту. Также потребуется снятие защиты картера. Сливаем охлаждающую жидкость с системы;
- Откручиваем верхний кронштейн крепления двигателя, установленный со стороны приводного ремня, предварительно установив подпорку под мотор.
Затем выдомкрачиваем силовой агрегат немного вверх. Но можно поступить и по-другому: переднее колесо перед снятием выдомкрачивается повыше, под силовой агрегат устанавливается упор, снимается кронштейн, после чего домкрат опускается вниз, а вместе с ним и кузов, подпорка же не даст сделать это мотору – он получится приподнятым;
- Снимаем верхнюю защитную крышку привода ГРМ, а затем и нижнюю. После этого получим полный доступ к ремню ГРМ, которым и приводится в действие водяной насос;
- Послабляем натяжной ролик привода навесных агрегатов мотора и снимаем ремень;
- Окручиваем болт крепления шкива. Для этого можно воспользоваться разными методами — установить 4 передачу на КПП и попросить помощника выжать тормозную педаль, зафиксировать маховик мощной отверткой, или застопорить шестерню ГРМ (после обеспечения доступа к ней);
- Перед снятием привода, необходимо установить 1-й поршень в ВМТ по меткам. Для этого прокручиваем коленчатый вал за болт крепления шестерни распредвала. Чтобы крутить было легче, можно снять с мотора свечи зажигания. Вначале устанавливаются метки на шестерне ГРМ и головке блока. На блоке она сделана в виде буквы «D», а на шестерне – просто выпуклая точка.
Для удобства можно их дополнительно пометить маркером, чтобы они были более заметны. После совмещения этих меток, смотрим на шестерню коленчатого вала и блок цилиндров – на них тоже имеются метки. Которые должны совпасть.
Если этого не произошло, следует еще прокручивать коленчатый вал, пока все станет как надо;
- Послабляем и откручиваем гайку крепления натяжного ролика и снимаем его, а также приводной ремень. Важно следить за тем, чтобы после этого случайно не провернуть распределительный или коленчатый вал.
- Откручиваем болты крепления помпы. Особое внимание необходимо уделить двум болтам, установленным возле шпильки, на которую садится натяжной ролик. Их откручивать нужно в последнюю очередь. Эти болты входят в каналы, по которым циркулирует жидкость. Поэтому, чтобы обеспечить герметичность системы, они посажены на клей. Выкрутить их сложнее, при этом болты лучше положить отдельно или пометить;
- Аккуратно загоняем отвертку между помпой и блоком и снимаем ее. Отметим, что насос посажен на две направляющие, с которых нужно ее аккуратно стянуть. Затем снимаем прокладку;
- Теперь о том, следует ли наносить на прокладку герметик. Здесь все зависит от особенностей корпуса насоса. Есть узлы, на прилегающей плоскости корпуса которых проделаны проточки, у других же их нет и поверхность у них ровная, зато на прокладке имеются специальные уплотнительные выступы. Так вот, в первом случае (с имеющимися проточками) герметик использовать необходимо, а во втором – это делать не нужно;
- Ставим на место прокладку и насос, предварительно зачистив поверхность посадочного места от следов старой прокладки и герметика ножом. Закручиваем болты крепления поочередно увеличивая на них момент затяжки. Те два болта, которые входят в каналы перед закручиванием необходимо промазать герметиком, чтобы обеспечить герметичность;
- Сборка силовой установки выполняется в обратном порядке. То есть, ставиться натяжной ролик, ремень, после чего он натягивается. Далее необходимо сверить совпадение всех меток, а также провернуть коленчатый вал на 2 оборота и удостовериться, что метки снова сошлись. После этого можно собирать силовую установку дальше – ставить защитные крышки, кронштейн двигателя, шкив коленчатого вала, ремень навесного оборудования, защиту картера колесо.
- Последним действием является заливка нового антифриза в систему.
Особенности замены на других типах двигателей
Данная последовательность замены водяного насоса идентична и для 1,4-литрового 8 клапанного мотора Рено Логан.
А вот на 16-клапанном агрегате, разборка несколько сложнее. Рассмотрим некоторые особенности данной операции:
- При совмещении меток для установки ВМТ, внимание нужно обращать на совпадение их на обеих шестернях распределительных валов;
- Со стороны КПП в головке блока имеются две заглушки, прикрывающие торцы распределительных валов. С этой стороны в них проделаны специальные пазы, в которые устанавливается специальное фиксирующее приспособление, предотвращающее возможный проворот одного из валов;
- Для фиксации коленчатого вала используется специальный болт, вкручивающийся вместо заглушки, расположенной возле масляного щупа. Только после установки этого фиксатора можно откручивать шкив коленвала;
- Далее уже разборка выполняется в указанной последовательности – снимается натяжной ролик и ремень, а далее снимается и заменяется водяной насос.
В целом же, произвести замену водяного насоса на Рено Логан с любым типом мотора для новичка в первый раз сложно, но исполнимо, главное желание.
В последующем замена помпы будет проходить уверенней и быстрее, главное, полностью соблюдать последовательность выполнения данной операции.