В этой статье рассматривается подробный процесс промывки системы охлаждения двигателя, обсуждаем важность регулярного обслуживания этой системы для обеспечения эффективной ее работы и предотвращения перегрева мотора.
Читатели получат пошаговые инструкции по промывке, включая советы по безопасности и рекомендации по выбору промывочных средств.
Также обсуждаются типичные ошибки, которые следует избегать.
Зачем промывать систему охлаждения двигателя
Промывка системы охлаждения ДВС — процедура, которая выполняется для удаления накопившихся отложений, коррозии, загрязнений и иных веществ, которые негативно влияют на эффективность работы мотора.
Промывка позволяет решать следующие задачи:
- Удаление отложений. С течением времени в системе охлаждения образовываются минеральные образования и другие загрязнения. Они ухудшают теплоотдачу и поток антифриза, что приводит к перегреву.
- Предотвращение коррозии. Система охлаждения содержит металлические компоненты, которые подвергаются коррозии из-за химических реакций с охлаждающей жидкостью (ОЖ) или иными элементами в системе. Промывка помогает убрать коррозионные отложения и предотвратить дальнейшее повреждение металла.
- Поддержание оптимальной работы. Чистая система способствует более эффективному охлаждению ДВС, что позитивно влияет на общую производительность и долговечность. Оптимальная температура работы мотора помогает уменьшить износ деталей и повысить его эффективность.
- Подготовка к замене охлаждающей жидкости. Антифриз следует менять, так как его свойства ухудшаются со временем. Промывка системы перед заменой помогает убрать старые отложения и загрязнения, что обеспечивает лучшую эффективность новой ОЖ.
Если долгое время ничего не предпринимать, двигатель перегревается, возникают проблемы с маслосъемными колпачками и ШПГ, да и цилиндропоршневой группе в целом. В таких обстоятельствах ДВС коксуется и требует капремонта.
Когда нужно промывать, а когда не нужно
Важно понять, что промывается система охлаждения двигателя не при каждой замене антифриза. Но многими специалистами рекомендуема, к примеру, промывка лимонной кислотой (об это ниже).
Прежде всего нужно исходить из того, какая ОЖ залита в двигатель Тосол, G11, G12, G13 и когда по регламенту ее нужно менять. А это может быть на пробеге 50, 60, 90, 120 и даже 200 тысяч км.
Но если ориентироваться на регламент, то у многих автомобилей первая замена антифриза происходит на 90 000 км пробега, а вторая и последующие на 45 000.
Т.е. интервал уменьшается так как производитель понимает, что какие-то отложения внутри системы все же образовались.
Чтобы увеличить интервал замены снова до 90000 км, некоторые специалисты на данном этапе рекомендуют промыть систему лимонной кислотой максимально восстановив ее до первоначального состояния. Как это делать рассказано ниже.
ВАЖНО: никогда не допускайте, когда в системе охлаждения используется темный коричный антифриз. Это указывает на то, что внутри начался процесс разрушения продукты которого попадают в ОЖ. В таком случае промывка при замене обязательна и выполнить ее нужно как можно быстрее и сделать это придется не один раз.
Также изучите совместимость ОЖ, к примеру, если залит Тосол, то его можно заменить антифризом G11, так как, по сути, это одно и тоже.
Если после Тосола (G11) планируется заливка антифризов из серии G12, G13, то в данном случае промывка системы охлаждения обязательна. Больше про совместимость антифризов.
Также при использовании Тосола и антифриза G11, которые уже безнадежно устарели, в системе образуется известковый налет, с которым они очень плохо справляются по причине отсутствия специальных присадок.
Данный налет образуется из влажного воздуха, который засасывается в систему через перепускной клапан крышки расширительного бочка при остывании двигателя.
Особенно это актуально для осенне-зимнего периода эксплуатации авто. Через 3-5 лет проблема начинает проявлять себя по-периодически перегреваемому моторе.
Поэтому при каждой замене Тосола (антифриза G11) важно промыть систему охлаждения лимонной кислотой.
Что касается антифризов G12, то благодаря современным присадкам (основной из них Карбоновая кислота), они, наоборот, борются с известковым налетом, не давая оседать ему на внутренних поверхностях элементов системы охлаждения. Также они хорошо нейтрализуют очаги коррозии.
Но хватает такой борьбы только на 100 000 км пробега или 5 лет эксплуатации. Дальше антифризы G12 теряют свои свойства и, если был упущен момент замены ОЖ по регламенту, систему придется промыть.
Антифризы G13, Multifreeze (так называемые гибриды) вообще можно заливать в любые автомобили и служат они до 200 000 км пробега или до 10 лет. Они хорошо борются со всеми загрязнениями и очагами коррозии благодаря созданию тонкой пленки на поверхности.
В этом случае промывка системы охлаждения осуществляется крайне редко.
Типы загрязнений
В процессе эксплуатации в системе появляются разные виды загрязнений, которые негативно влияют на охлаждение и работу мотора. Рассмотрим каждый из них отдельно.
Масло и жир
Независимо от того, насколько хорошо двигатель работает, небольшое количество масла может проникнуть в систему охлаждения через утечки или неисправности, к примеру, пробило прокладку ГБЦ (головки блока цилиндров).
Это приводит к образованию масляных отложений на внутренних поверхностях радиатора и трубопроводов, уменьшая эффективность теплообмена и охлаждения.
Ржавчина и отложения материалов
Если охлаждающая жидкость не содержит антикоррозийных добавок, или антифриз долго не менялся, металлические компоненты подвергаются коррозии, что приводит к образованию ржавчины. Последняя засоряет радиатор и другие части.
Внутри системы охлаждения со временем образовываются отложения различных материалов, таких как минеральные соли, металлические частицы и другие остатки, которые присутствуют в ОЖ или поступают извне.
Глинистые отложения
Образовываются из-за различных факторов, таких как качество воды, используемой для разбавления антифриза, или наличия глинистых частиц в охлаждающей жидкости.
Отложения оседают на внутренних поверхностях радиатора, трубопроводов и иных компонентов системы охлаждения. В результате появляются засорения, и уменьшается поток ОЖ.
Прочие загрязнения
Если антифриз имеет низкое качество, или содержание антикоррозионных добавок уменьшилось из-за старения, это приведет к образованию отложений и коррозии в системе охлаждения.
Влага способствует развитию водорослей и бактерий, которые образовывают слизь и загрязняют систему.
В некоторых случаях механические повреждения или частицы, попавшие в систему извне, вызывают засорение или повреждение компонентов.
Вода с высоким содержанием минералов, так называемая «жесткая вода», способствует образованию отложений.
Кроме того, остатки сварки или металлические частицы, попавшие в систему, также опасны.
Причины загрязнения
Частично о причинах загрязнения мы уже упоминали в рассмотренном выше разделе, подведем краткий итог.
Система забивается по ряду причин:
- появление ржавчины и коррозия;
- попадание в систему масла двигателя;
- химические элементы в антифризе;
- соли с дистиллированной воды;
- загрязнение внешней части радиатора, попадание пыли и мелких частиц;
- газы, проникающие из выхлопной системы;
- остатки сварки, которые могут попасть внутрь при ремонте;
- развитие водорослей и бактерий;
- неправильная эксплуатация, редкая и несвоевременная замена ОЖ.
Своевременное обновление антифриза или дистиллированной воды позволяет избежать рассмотренных выше проблем.
Как узнать, что система охлаждения нуждается в промывке
Есть несколько признаков, указывающих на это:
- Перегрев ДВС. Если температура двигателя стала повышаться и держится на более высоком уровне, чем обычно, это признак недостаточной эффективности охлаждения из-за загрязнений в системе.
- Плохая теплоотдача. Если воздух, идущий через радиатор, ощутимо холоднее, чем обычно, или ДВС не достигает нормальной рабочей температуры в течение длительного времени, это указывает на проблемы с теплоотдачей.
- Снижение производительности мотора. Ухудшение динамики, отдачи или увеличение расхода топлива часто связано с неэффективным охлаждением.
- Наличие осадков или отложений в антифризе. Если при осмотре охлаждающей жидкости заметно присутствие осадков, ржавчины, глинистых частиц или других загрязнений, это признак необходимости промывки.
- Неправильное функционирование термостата. Если устройство, регулирующее поток охлаждающей жидкости, не работает должным образом, это может вызвать перегрев мотора.
- Постоянные утечки антифриза. Часто указывают на неисправности уплотнений или компонентов системы. Низкий уровень антифриза приведет к перегреву двигателя.
- Прочие признаки. К дополнительным симптомам стоит отнести усиленную работу вентилятора, холодный воздух из печки и проблемы в работе насоса.
Если вы заметили один или несколько из перечисленных признаков, рекомендуется обратиться в автосервис для профессиональной диагностики или сделать работу самостоятельно.
Чем промыть систему охлаждения двигателя: домашним средством или специализированным
Выбор между использованием домашних и специализированных средств для промывки зависит от нескольких факторов, включая сложность проблемы, наличие специальных требований и опыта.
Домашние средства |
Специализированные средства |
часто дешевле, чем специализированные |
разработаны для эффективной и безопасной очистки системы охлаждения, удаляют различные типы загрязнений |
просты в использовании (уксус или лимонную кислоту легко добавить в охлаждающую жидкость)
|
созданы с учетом потребностей системы охлаждения, что гарантирует более эффективный результат |
необходимо проявлять осторожность, чтобы не применять слишком агрессивные или неподходящие вещества |
уменьшают риск повреждения системы |
Если нет опыта в обслуживании автомобилей или уверенности в выборе правильных домашних средств, рекомендуется использовать профессиональные средства. С их помощью удается получить результат без вреда для автомобиля.
Что нужно знать перед началом промывки
Перед промывкой системы важно учесть несколько важных моментов:
- Строение системы, включающее чугунные, стальные и алюминиевые элементы, имеющие разную устойчивость к реагентам.
- Состав средства, которое планируется применять для промывки. Это важно с позиции безопасности для деталей системы.
- Риск забивания каналов кусками накипи, что требует применения только рекомендованной ОЖ и своевременное проведение замены.
- Наличие технических навыков, позволяющих самостоятельно сделать работу по очистке без привлечения работников СТО.
- Рекомендации создателя средства, которые указаны в инструкции по эксплуатации.
- Сбор необходимого набора инструментов (воротка, ключей, ведра, трубок), которые используются для промывки.
- Понимание вариантов личной защиты с помощью перчаток и очков, которые предотвращают контакт с агрессивными веществами.
Могут ли средства для промывки повредить систему
Средства для промывки способны навредить системе охлаждения, если они неправильно выбраны или использованы.
Важно соблюдать осторожность и рекомендации производителя и учитывать следующие риски:
- Использование неподходящего химического средства или смешивание различных средств приводит к реакциям, которые вредят компонентам системы охлаждения двигателя.
- Некоторые средства содержат агрессивные химические элементы, которые разрушают уплотнения, резиновые детали или другие материалы.
- Иногда средства для промывки вызывают интенсивную реакцию, которая приводит к повышенному давлению в системе. Это вредит уязвимым компонентам.
- Неполное смывание средства после промывки нередко приводит к его накоплению в системе и, в конечном итоге, вызывает коррозию или другие проблемы.
- Некоторые средства могут разлагать охлаждающую жидкость, ухудшая ее свойства и снижая эффективность охлаждения.
- Наличие кислотного основания в добавке может привести к разрушению пластиковых или резиновых элементов. При этом возрастает риск утечки.
Чтобы избежать повреждений, рекомендуется:
- тщательно читать инструкцию;
- выбирать качественные средства, предназначенные специально для систем охлаждения;
- соблюдать рекомендации по дозировке, времени воздействия и другим параметрам;
- при неуверенности или при наличии особенности системы обратиться к специалистам или автомеханикам.
Промывка системы охлаждения двигателя своими руками
Перед выполнением работы требуется подготовить антифриз, купить набор присадок и автохимию для чистки радиатора (если планируете их использовать).
Применение дистиллированной воды не эффективно, ведь она убирает только осадок, а другие отложения остается нетронутыми.
Ниже приведем пошаговую инструкцию, как выполнить очистку своими руками.
Пошаговая инструкция
Процесс промывки проходит в несколько этапов:
- Дождитесь остывания ДВС, чтобы защититься от ожога и избежать повреждения ГБЦ из-за резкой разницы температур.
- Важно. Откройте кран отопителя и не закрывайте его пока выполняется процедура промывки.
- Слейте старый антифриз (процесс описан ниже).
- Залейте в систему дистиллированную воду с очистителем после возвращения на место всех трубок (если ни снимались).
- Запустите двигатель и оставьте его в работе на холостых оборотах в течение 20-30 минут. Это дает возможность жидкости пройти по системе много раз и убрать отложения.
- Остановите мотор и ждите остывания в течение двух часов.
- Слейте жидкость. В некоторых случаях требуется удаление воздушных пузырей.
- Оцените состояния промывки и повторите процесс, если она слишком грязная.
Удаление из системы старого антифриза
Для выполнения задачи поставьте авто на ровную поверхность и дайте двигателю остыть.
Подставьте под место слива пустую тару, открутите крышку на расширительном бочке, пробку снизу или снимите трубку, а после дайте старой ОЖ полностью выйти из системы.
После завершения процесса верните все на место.
Применение средств для промывки системы охлаждения
Для самостоятельной чистки могут использоваться разные жидкости. Рассмотрим каждый из вариантов подробнее.
Дистиллированная вода
Может использоваться для промывки системы охлаждения, но обычно применяется в сочетании с другими средствами.
Чистая вода помогает смыть остатки загрязнений, но не обладает специальными свойствами для растворения и удаления различных типов отложений (жиров, масел и т.д.).
Особенности применения:
- Заведите мотор.
- Дайте поработать на ХХ около 20 минут.
- Заглушите ДВС.
- Слейте воду из системы охлаждения.
- Повторите процесс до достижения прозрачности воды.
Лимонная кислота
Подходит для удаления накипи, коррозии и отложений. Главное — точно соблюдать рекомендации по пропорциям, чтобы избежать повреждений компонентов.
Инструкция по применению:
- Растворите 200 г лимонной кислоты на 10 литров воды.
- Залейте готовую жидкость в радиатор.
- Включите двигатель и дайте ему поработать до 20 минут.
- Заглушите мотор и оставьте жидкость в системе на ночь.
- Слейте состав утром.
Повторяйте цикл пока не пойдет чистая вода.
Уксусная кислота
Используется для удаления накипи и отложений. Как и в рассмотренном выше случае, важно соблюдать правильные пропорции и следить за реакцией.
Алгоритм такой:
- Налейте 0.5 л 70-процентного уксуса в 10-литровое ведро с дистиллированной водой.
- Слейте старую ОЖ.
- Залейте подготовленный раствор.
- Заведите ДВС и дайте ему поработать на ХХ около 20 минут.
- Оставьте жидкость в системе до утра.
- При необходимости процедуру повторите.
Fanta
В составе средства имеется лимонная кислота, что позволяет использовать напиток для удаления накипи.
Особенности:
- Слейте антифриз.
- Залейте в систему Фанту.
- Заведите мотор.
- Дайте системе постоять и очистится в течение 30-40 минут.
- Заглушите мотор, слейте напиток и промойте систему дистиллированной водой.
Учтите, что Фанта содержит сахар и другие вещества, которые могут оставить следы или привести к образованию накипи. Поэтому многие считают данный метод спорный в плане эффективности.
Молочная кислота или сыворотка
Можно использовать и молочную кислоту, но сыворотка более доступна.
Процесс применения проходит в несколько этапов:
- Подготовьте 10 л сывороточного состава.
- Процедите его несколько раз с помощью марли.
- Заправьте систему охлаждения свежим составом.
- Заведите мотор и дайте машине поработать 20 — 30 минут.
- Слейте сыворотку, пока она нагрета.
- Дождитесь остывания мотора, залейте дистиллированную воду.
- Запустите мотор и снова оставьте его на 30 минут поработать.
- Отключите ДВС и дождитесь его остывания.
- Промойте систему дистиллированной водой.
- Залейте антифриз и удалите воздух из системы.
Каустическая сода
Для промывки системы охлаждения можно использовать гидроксид натрия, который имеет мощные щелочные свойства.
Средство разрешено применять только для медных радиаторов, а для алюминия оно противопоказано.
Для очистки требуется демонтировать устройство, а после завершения работы вернуть все на место.
Промывка проходит в несколько этапов:
- Демонтируйте радиатор с авто.
- Промойте его с помощью чистой воды и продуйте воздухом под давлением 1 кг*с /кв. см для удаления жидкости.
- Подготовьте 1000 мл 10-проценртного раствора каустической соды.
- Нагрейте раствор до +90 градусов Цельсия и заполните им радиатор.
- Выждите 30 минут и слейте жидкость.
- Промойте внутренние части радиатора горячей водой и каждый раз используйте сжатый горячий воздух (подается под указанным выше давления). При подаче смотрите, чтобы поток двигался в обратном направлении от работы насоса.
Порошок-автомат
Средство эффективно удаляет масло и не формирует пену.
Для приготовления раствора достаточно развести порошок из расчета — 1 ст. ложка на 1000 мл воды.
После этого остается залить смесь в систему и промыть ее по стандартной схеме.
Дизельное топливо
Этот метод многие считают наиболее эффективным. Его суть — заливка в систему дизтоплива, нагрев мотора и последующий слив жидкости.
Процедуру необходимо повторить дважды, после хорошо промыть водой, а уже потом заливать антифриз.
Чем не рекомендуется промывать систему охлаждения
Параллельно с рассмотренными выше жидкостями существуют составы, которые не рекомендовано использовать.
Рассмотрим их более подробно.
Coca-Cola
Не рекомендуется по ряду причин:
- Содержание большого количества сахара и других добавок, которые могут оставить остатки или даже способствовать образованию накипи и отложений в системе охлаждения. Существует Coca-Cola без сахара, но добавки в таком напитке никуда не делись.
- Добавление фосфорной кислоты и других кислотных компонентов. Это негативно влияет на pH системы охлаждения. Происходит реакция с материалами, из которых состоят компоненты.
- Повреждение уплотнений и резиновых деталей, которые есть в системе охлаждения, из-за повышенной кислотности и «химии».
- Отсутствие специальных свойств, необходимых для растворения и удаления отложений, коррозии и других загрязнений в системе охлаждения.
- Риск повреждений элементов системы охлаждения или ухудшения их состояния.
Если принято решение об использовании Кока-Колы, важно удалить из нее углекислый газ, а время воздействия ограничить 10 минутами. Кроме того, после чистки систему важно промыть дистиллированной водой.
Fairy
Или подобные жидкие посудомоечные средства не рекомендуется использовать для промывки по ряду причин:
- Жидкие посудомоечные средства содержат химические компоненты, предназначенные для удаления жира и пищевых остатков. Эти компоненты могут быть агрессивными, не подходят для удаления отложений и коррозии в системе охлаждения.
- Реакция между химическими компонентами в жидком посудомоечном средстве и остатками антифриза может быть непредсказуемой и негативно влиять на состояние системы.
- Составляющие жидких посудомоечных средств могут изменить химические свойства ОЖ, что негативно влияет на ее эффективность и стабильность.
- Химические вещества, содержащиеся в посудомоечных средствах, могут повредить уплотнения, резиновые детали и иные компоненты.
- После промывки остатки посудомоечного средства, как правило, остаются внутри, что приведет к дополнительным проблемам.
Calgon
Средство для смягчения воды при стирке. Оно также не рекомендуется для промывки системы охлаждения автомобиля.
Причин несколько:
- Calgon и другие смягчители предназначены для уменьшения жесткости воды в стиральных машинах, чтобы предотвратить накопление накипи на тэне. Их химический состав и свойства разработаны для конкретной цели и могут быть несовместимы с компонентами системы охлаждения.
- Упомянутое средство содержит химические компоненты, которые могут быть агрессивными.
- Calgon не предназначена для растворения и удаления отложений, коррозии и других загрязнений.
- Использование неспециализированных средств влечет риск повреждения системы охлаждения или ухудшения ее состояния.
«Белизна»
Или другие средства для отбеливания также не рекомендуются для промывки системы охлаждения автомобиля.
Они предназначены для отбеливания и удаления пятен с тканей, а их химический состав и свойства разработаны для конкретной цели и несовместимы с авто.
Кроме того, гидрохлорид натрия разъедает алюминий.
«Крот»
Жидкость для очистки канализационных труб и систем. Она содержит агрессивные химические вещества, предназначенные для разрушения органических отложений и прочистки труб.
При этом нагреваясь при соприкосновении с водой они могут повредить материалы системы охлаждения (резина, пластик и металл).
Специализированные средства
Для защиты от негативных последствий лучше использовать специальные жидкости, которые применяются специально для очистки системы.
Виды жидкостей
В продаже доступно несколько типов очищающих жидкостей, предназначенных для радиатора:
- Нейтральные. Имеют близкий к нейтральному pH (около 7) и мягкое химическое воздействие. Используются для общей очистки системы охлаждения от накипи, ржавчины и других отложений. Не обладают агрессивными химическими свойствами и обычно безопасны для большинства материалов.
- Кислотные. Имеют низкий pH (кислотный) и обладают химическими свойствами, способствующими растворению накипи, ржавчины и отложений. Часто содержат органические или минеральные кислоты, такие как лимонная или уксусная кислота. Должны использоваться осторожно, так как их агрессивные свойства могут повредить уплотнения, резиновые детали и другие материалы, если не соблюдаются рекомендации производителя.
- Щелочные. Имеют высокий pH (щелочной), часто используются для удаления масляных и жировых загрязнений. Обычно содержат гидроксид натрия (каустическая сода) или другие щелочные вещества. Способны эффективно растворять масло, но могут быть агрессивными по отношению к материалам и требуют осторожного использования.
- Двухкомпонентные. Состоят из двух компонентов, которые необходимо смешивать перед использованием. Одним из элементов обычно является кислота, а другим — щелочь. Это позволяет создать более сильное химическое воздействие и улучшить способность очистки. Такие жидкости требуют точного соблюдения пропорций и осторожности в использовании, так как неправильное смешивание или применение может повредить системе.
Как выбрать специализированное средство для промывки
Поиск специального средства для промывки системы охлаждения проходит в несколько этапов:
- Определите, какое загрязнение характерно для текущей ситуации. Они могут быть органическими, возникшим из-за разложения антифриза, или неорганическими, к примеру, коррозия, накипь, окись металла. Первый вариант легко распознать по потемнению радиаторной крышки или бачка расширителя, а второй — по образованию на указанных местах ржаво-белого налета.
- Для удаления коррозии и накипи используйте кислотные средства, в составе которых содержатся фосфаты. Для очистки системы от загрязнений, масла и продуктов разложения ОЖ больше подходят щелочные варианты. Универсальных средств, которые бы совмещали оба качества, на рынке пока еще редкость.
- Убедитесь, что средство содержит добавки, помогающие растворить осадок и вывести все лишнее. Плюс — наличие ингибиторов коррозии, которые защищают металл от повреждения. При наличии в составе воды важно, чтобы она была деионизированная, то есть без солей. В ином случае в системе может появиться накипь.
- Посмотрите на цену. Если она слишком низкая в сравнении с конкурентами, это свидетельствует о низкой эффективности.
- Оцените размер тары и плотность жидкости. Подходящий размер около 450 мл, а высокая плотность состава говорит о большой концентрации действующих веществ.
- Почитайте инструкцию завода-изготовителя. Обратите внимание на время очистки. Если указано до 2-5 минут, это значит, что средство имеет агрессивное воздействие на элементы системы охлаждения. Его нужно хорошо промывать.
- Смотрите на консистенцию и качества. Оставьте средство в квартире при комнатной температуре. Если появится осадок, он будет и в системе охлаждения.
- Обратите внимание, чтобы средство не давало пену, которая может привести к перегреву и будет препятствовать очистки системы.
5 лучших промывок для системы охлаждения двигателя
Нашей редакцией было выделено 5 достойных средств, которые неплохо справляются со своей задачей.
Безусловно, на рынке много других аналогов, но перед их применением важно изучить состав средства, насколько он подходит для вашего авто и изучить отзывы.
5. Hi-Gear 7-минутная промывка
Предназначено для очистки системы охлаждения, от ржавчины, жировых отложений и накипи.
Улучшает теплообмен, повышает эффективность работы радиатора, уменьшает риск перегрева и защищает сальник помпы от отложений.
Применяется для легковых автомобилей и используется по следующей схеме:
- Заглушите мотор и дайте ему остынуть.
- Откройте кран отопителя (при наличии).
- Слейте остатки антифриза.
- Смешайте содержимое средства с 4-5 литрами воды.
- Заполните систему вновь созданным раствором.
- Доведите уровень до требуемого с помощью дистиллированной воды.
- Запустите мотор на семь минут и поддерживайте обороты на уровне 1,5-2,5 тыс. оборотов.
- Заглушите и остудите двигатель.
- Промойте систему водой и заправьте новым антифризом.
В среднем упаковки хватает на 17 литров. Промывка рекомендуется при каждой замене ОЖ или при частых перегревах.
4. FELIX
Средство для промывки радиатора, отличается нейтральностью к элементам системы охлаждения.
Удаляет продукты разложения ОЖ, уменьшает риски перегрева во время простоя, продлевает ресурс помпы, не содержит в составе кислоты и щелочи.
Подходит для систем охлаждения, имеющим объем до 15 литров. Применяется на внедорожниках, легковых и грузовых авто, автобусах и коммерческом транспорте.
Инструкция по применению:
- Дождитесь остывания мотора.
- Слейте старую ОЖ.
- Смешайте средство с нужным объемом дистиллированной воды в пропорции по инструкции и залейте в систему.
- Откройте краник печки.
- Запустите мотор и дайте ему поработать на холостых 15 – 20 минут. Триггером является включение вентилятора охлаждения радиатора.
- Заглушите мотор и дайте ему остыть.
- Пропойте СО водой и залейте свежий антифриз.
3. FENOM FN246
Очищающий состав для систем охлаждения легковых и грузовых автомобилей.
Обеспечивает быструю чистку радиатора, отопителя салона и блока цилиндров от загрязнений. Безопасен для любых систем и защищает от коррозии.
Алгоритм применения:
- Слейте 50% антифриза из системы.
- Залейте промывочную жидкость и долейте дистиллированной воды до оптимального уровня.
- Заведите мотор, прогрейте и дайте ему поработать на холостых оборотах 15 – 20 минут.
- Отключите мотор и промойте систему водой до момента, пока не станет чистой.
- Заправьте систему свежим антифризом.
В состав средства входит деминерализованная вода (30%), фосфорнокислый натрий (5%), кислота ОЭДФ и краситель.
2. ABRO RF/AB-505
Концентрированный состав для жидкостных систем охлаждения. Защищает от появления ржавчины, нефтепродуктов, маслянистых охлаждений и других проблем.
Не требует полного удаления антифриза и справляется с работой за 10 минут. Предназначен для легковых машин.
Инструкция по применению:
- Дождитесь остывания ДВС.
- Демонтируйте крышку радиатора.
- Добавьте состав в систему.
- Запустите мотор, включите печку и дайте ДВС 10-20 минут по работать.
- Отключите двигатель и дождитесь его охлаждения.
- Откройте отверстия для слива и промойте систему водой до момента, пока она не будет идеально чистой.
- Закройте все отверстия и заполните систему антифризом до нужного уровня.
1. LAVR, 310 мл / Ln1103N
Кислотный очиститель, который быстро растворяет и выводит ржавчину с накипью.
Не имеет негативного воздействия на прокладки и патрубки, защищает мотор от перегрева, повышает ресурс радиатора, термостата и помпы. Продлевает срок службы антифриза на 30-40% и применяется для систем охлаждения разных видов.
Используется на автобусах, легковых и грузовых авто, мототехнике.
Инструкция по применению:
- Нагрейте средство до комнатной температуры.
- Дождитесь охлаждения мотора.
- Слейте антифриз.
- Залейте средство в систему и добавьте воды до нужного уровня.
- Запустите мотор и дайте ему поработать полчаса.
- Заглушите ДВС и слейте средство.
- Влейте внутрь дистиллированную или чистую теплую воду.
- Дайте двигателю поработать около 15 минут на ХХ.
- Слейте воду.
- Повторите процесс при необходимости и залейте новую охлаждающую жидкость.
Другие популярные средства
Наименование |
Тип автотехники |
Дополнительное действие |
1. LIQUI MOLY Kuhler-Reiniger |
Не указано |
Защита от коррозии |
2. 3ton 3Ton арт. 40011 |
Автобусы, грузовые и легковые машины |
Удаление ржавчины и загрязнений, защита от перегрева |
3. Mannol Radiator Flush, 0.325 л |
Не указан |
Защита от перегрева, восстановление нормальной циркуляции жидкости, защита сальника насоса от разрушений |
4. LAVR Промывка радиатора 2 этапа |
Не указан |
На первом этапе растворяет неорганический «мусор», а на втором — органический. |
5. FILL Inn FL022 |
Легковые авто |
Устранение перегрева, восстановление циркуляции ОЖ, защита сальника помпы от износа |
Чем промыть систему охлаждения от масла и эмульсии
Для промывки системы охлаждения от масла и эмульсии можно использовать уже рассмотренные выше способы.
Для этого подходит уксус или лимонный сок, вода, промывка под давлением. Можно использовать смесь соли и воды, которая легко разрушает грязь и масло.
Для получения максимального результата лучше использовать специальные средства, к примеру, AGA.
Изделие предназначено для радиатора и системы охлаждения.
Используется следующим образом:
- Убедитесь, что температура антифриза больше 50 градусов Цельсия.
- Снимите крышку с баллончика и расширительного бачка.
- Удалите немного жидкости и добавьте антифриз, чтобы итоговый уровень был в норме.
- Залейте средство из расчета один флакончик на 8 литров ОЖ.
- Выставьте максимальную температуру нагрева салона.
- Грейте мотор в течение 8 минут.
- Заглушите ДВС и дайте ему остыть.
- Слейте ОЖ и промойте систему водой.
- Залейте антифриз.
Чем промыть систему охлаждения от ржавчины
Ржавчина чаще всего встречается в радиаторе отопителя, блоке двигателя и в основном радиаторе охлаждения.
Ниже приведем пошаговую инструкцию для очистки. Она проходит в пять этапов.
1. Первый этап — промывка пищевой содой
Для начала используйте содовый раствор:
- Делаем раствор из расчета 25 г соды на 1 литр воды. В процессе приготовления важно учитывать объем системы охлаждения.
- Слейте старый антифриз.
- Залейте содовый раствор и заведите двигатель.
- Дайте машине поработать в течение 30 минут.
- Глушите мотор и сливайте загрязненный состав.
2. Второй этап — промывка дистиллированной водой
Заливайте чистую воду и дайте машине 30 минут поработать.
Это необходимо, чтобы удалить всю соду из системы. Если этого не сделать, она в дальнейшем нейтрализует лимонную кислоту. Если вы уверены в отсутствии масляных загрязнений в системе, этап с содой и промывкой водой можно пропустить.
3. Третий этап — лимонная кислота
После остывания машины слейте воду (она должна быть чистой). Дальше желательно продуть систему воздухом с помощь компрессора, чтобы просушить внутреннюю часть и выгнать остатки жидкости.
Далее сделайте следующее:
- Подготовьте состав из расчета 25 грамм лимонной кислоты на 1 л обычной мягкой воды (можно купить в магазине) или дистиллированной.
- Залейте в состав систему и сделайте несколько циклов прогрева и остывания двигателя.
- Дождитесь остывания жидкости в системе и слейте ее.
4. Четвертной этап — промывка пищевой содой
На этом этапе необходимо снова залить содовый раствор, чтобы он смог нейтрализовать лимонную кислоту и создать щелочную среду внутри системы охлаждения.
В отличие от первого метода для промывки используется менее концентрированный состав из расчета 10 г на 1 л воды. После очистки необходимо слить соду.
5. Заливка антифриза
После выполнения рассмотренных выше шагов остается залить антифриз.
После этого можно кататься в течение двух-трех недель. Если состав мутнеет в течении этого времени, он меняется на новый.
В качестве альтернативы рассмотренному выше варианту для удаления ржавчины можно использовать Кока-Колу.
Как отмечалось выше, этот напиток не рекомендуется к использованию для промывки, а если уж и применяется, то только после выхода всех газов, а держать его в системе долго не рекомендуется.
Общий алгоритм такой:
- Заполнение Кока-Колы в систему.
- Пуск двигателя и работа на холостых для выхода газов.
- Проезд небольшого расстояния.
- Слив по стандартной схеме. Заливка дистиллированный воды для промывки.
- Удаление воды.
- Заполнение системы новым антифризом.
Что подразумевает профессиональная промывка системы охлаждения
Профессиональная промывка выполняется в автосервисе или специализированном центре с использованием особого оборудования и химических растворов.
Включает следующие шаги:
- Подготовка. Автомобиль поднимается на подъемнике или поддерживается на специальных подставках для обеспечения доступа к системе охлаждения.
- Слив старой ОЖ. Это делается через специальный сливной болт или кран на радиаторе.
- Промывка. Специальное оборудование подключается к системе охлаждения, и она промывается специальными химическими растворами. Они разрушают масло, грязь и накипь в системе.
- Промывка водой. Для удаления остатков химических растворов и загрязнений.
- Проверка системы. На наличие утечек, повреждений и правильного подключения всех элементов.
- Заливка. Новой охлаждающей жидкости, соответствующей рекомендациям производителя автомобиля.
- Воздушные пробки. Отборка воздуха из системы с использованием специальных методов и оборудования.
- Проверка. На утечки и контроль температур.
Профессиональная промывка системы охлаждения выполняется опытными механиками с использованием специализированных инструментов и оборудования. Это позволяет более эффективно и безопасно очистить устройство от загрязнений и поддерживать оптимальную работу автомобиля.
Как промывка влияет на работу отопителя салона
Промывка системы охлаждения влияет на отопитель салона. После удаления мусора устройство начинает лучше работать, а печка выдает более горячий воздух. После каждой очередной очистки ситуация становится лучше и лучше.
Внешняя очистка радиатора
Многие зацикливаются только на внутренней промывке системы охлаждения, забыв про внешние факторы, влияющие на перегрев мотора, — это наличие на поверхности радиатора мусора, грязи, пуха, пыли и насекомых.
Все это нужно периодически очищать, вымывать, выдувать сжатым воздухом. В последнем случае важно не переборщить с давлением чтобы не повредить радиатор.
Промывка системы охлаждения — важный и необходимый шаг, направленный на удаление разных видов загрязнений, защиты двигателя от перегрева и продления срока службы.
Главная задача владельца в том, чтобы правильно выбрать средство для очистки, следовать инструкции и не допустить нарушения правил применения очистителя.