Неисправности гидроусилителя руля могут привести к не поправимым последствиям, ведь управление автомобилем, особенно на дальние расстояния, вещь довольно утомительная, и от усталости водителя на прямую зависит увеличение вероятности вылета транспортного средства в кювет или другого ДТП.
Поэтому, чтобы облегчить участь водителя и уменьшить вероятность ДТП, современные легковые автомобили очень часто оснащаются усилителями рулевого управления. Изначально усилители применялись только на грузовых авто, но со временем они появились и легковых машинах.
Виды усилителей руля
На автомобиль может быть установлен гидравлический, электрогидравлический и электрический усилитель рулевого управления.
Самыми распространенными являются гидроусилители (ГУР). Конструкция их не очень сложная, но все же в процессе эксплуатации автомобиля могут появиться поломки и данного узла рулевого управления.
Признаки неисправности ГУР
Основные признаки, которые могут указывать на неисправность гидроусилителя руля:
- Возросшее усилие при повороте руля: если оно больше, чем обычно, это является признаком того, что гидроусилитель руля работает неисправно.
- Шум при повороте руля: еще одним признаком может быть необычный шум или скрип при повороте руля. Это может быть связано с проблемами с насосом гидроусилителя или с недостатком масла в системе.
- Утечка жидкости: гидроусилитель руля использует специальную жидкость для своей работы. Если вы замечаете подтеки под автомобилем или уровень жидкости в бачке гидроусилителя постоянно падает, это может указывать на утечку в системе.
- Вибрация руля: в некоторых случаях можно заметить, что руль начинает «пульсировать» или вибрировать, особенно при повороте. Это может указывать на проблемы не только с рулевой рейкой, но и с редуктором гидроусилителя.
- Неравномерное усиление: если усиление руля кажется неравномерным или меняется во время движения, это также может указывать на проблемы. Например, усиление может быть сильным при низкой скорости, но ослабевать при увеличении скорости, а также меняться при поворотах влево, вправо.
Если вы замечаете какие-либо из этих симптомов, рекомендуется обратиться к профессиональному автомеханику для диагностики и ремонта, ведь проблемы могут быть не только с ГУР, но с другими элементами рулевого управления, подвески и т.д.
Причины неисправности гидроусилителя руля
Проблемы с гидроусилителем руля могут возникать по различным причинам, ниже приведены некоторые из наиболее распространенных:
- Износ или повреждение насоса гидроусилителя: последний отвечает за подачу гидравлической жидкости в систему. Если насос изношен или поврежден, это может привести к недостаточному давлению в системе, что, в свою очередь, вызывает проблемы с управлением автомобилем.
- Утечка жидкости и недостаточный ее уровень: гидравлическая система должна быть герметичной. Если где-то в системе появляется утечка (например, из-за порванного шланга или неисправного уплотнения), это может привести к падению давления и проблемам с управлением.
- Загрязнение гидравлической системы: приведет к износу и повреждению компонентов, таких как насос или клапаны. Это может произойти из-за использования некачественной или неподходящей гидравлической жидкости, или из-за попадания в систему грязи при обслуживании.
- Неисправный редукционный клапан: в некоторых системах усилителя руля используется редукционный клапан для регулирования усилия на руль в зависимости от скорости автомобиля. Если этот клапан неисправен, это приведет к неравномерному или неправильному усилению на рулевое колесо.
- Износ ремня привода насоса: если он растянут или поврежден, это приведет к недостаточной работе насоса и низкому давлению в системе.
- Повреждение рулевого механизма: в редких случаях проблемы могут быть вызваны повреждением самого рулевого механизма, например, износом рулевой рейки или рулевых наконечников.
- Проблемы с регулировкой: неправильная регулировка системы также может вызвать проблемы. Например, если давление в системе слишком высокое, это может привести к чрезмерному усилению руля, что затрудняет управление автомобилем и увеличивает износ компонентов.
- Старение или разрушение уплотнителей: со временем уплотнительные элементы, такие как прокладки и сальники, изнашиваются и разрушаются. Это может привести к утечкам жидкости и, как следствие, к снижению эффективности управлением авто.
- Воздух в системе: может привести к ухудшению работы гидроусилителя руля. Воздух может попасть в систему из-за утечек, при заправке жидкостью или при обслуживании, а также в результате завоздушенности через изношенные сальники и прокладки.
- Натяжение приводного ремня: если ремень слишком слабо натянут, он начнет скользить на шкиве насоса гидроусилителя, что создать сильный шум и вибрацию. Это приведет к быстрому износу ремня, а так же к тому, что насос не создаст достаточного давления в системе, и усиление руля станет недостаточным. Если же ремень слишком слабо натянут, он может начать скользить на шкиве насоса гидроусилителя. Это приводит к тому, что насос не создает достаточное давление в системе, и усиление руля становится недостаточным. С другой стороны, если ремень слишком сильно натянут, это приведет к избыточной нагрузке на вал насоса гидроусилителя и его подшипники, что может привести к их быстрому износу или повреждению.
- Повреждение других компонентов: слишком сильное натяжение ремня в конечном итоге приведет к повреждению других компонентов, на которые он воздействует (не во всех моделях авто), включая генератор, кондиционер и другие.
- Неподходящий тип жидкости: для ГУР каждой модели автомобиля производитель рекомендует определенный тип жидкости, это может быть полусинтетика или синтетика. Поэтому некоторые типы жидкости могут быть несовместимы с материалами уплотнений в системе гидроусилителя. Это приведет к их разрушению, утечке жидкости и, как результат, к низкому давлению в системе. Также некоторые типы жидкости могут иметь более высокую вязкость, что приводит к увеличенному сопротивлению при работе насоса и ухудшению усиления руля. Неподходящая жидкость для ГУР может не обеспечивать достаточную смазку, что приведет к увеличенному трению и износу компонентов, таких как насос и рулевая рейка, а образованные отложения в системе, будут забивать каналы и клапаны. Некоторые масла могут содержать вещества, вызывающие коррозию металлических деталей системы гидроусилителя.
- Износ подшипника насоса: может произойти по причине естественного износа, а также быстрого износа в результате перетянутого приводного ремня, отсутствия смазки, попадания влаги и грязи, в результате неправильной установки или использования некачественной детали.
- Грязный фильтр: приведет к снижения давления в системе с соответствующими последствиями.
- Износ лопаток ротора насоса: является следствием износа подшипника ротора, который в результате перекашивается в корпусе насоса. Другая причина, не качественная или грязная жидкость ГУР. В обоих случаях лопатки, как бы обламываются, находятся в свободном движении и только частично связаны с ротором. В результате их КПД снижается до минимальных значений.
Поэтому очень важно использовать только ту жидкость, которую рекомендует производитель автомобиля для вашей модели. Если у вас возникли сомнения, лучше обратиться к руководству по эксплуатации авто или профессиональному автомеханику.
Описание неисправности ГУР |
Причины ее появления |
Методы устранения |
Тяжелый поворот руля |
Недостаток жидкости в системе, износ ремня привода насоса, поломка насоса ГУР |
Добавить жидкость, заменить ремень или насос |
Шум при повороте руля |
Попадание воздуха в систему, износ подшипников насоса, залита неправильная жидкость |
Устранить причину попадания воздуха, заменить подшипники или жидкость |
Утечка жидкости |
Повреждение шлангов или уплотнений, износ насоса (трещина в корпусе) |
Заменить поврежденные шланги или уплотнения, в случае необходимости заменить насос |
Вибрация при повороте руля |
Износ подшипников насоса, неправильное натяжение ремня |
Заменить подшипники, отрегулировать натяжение ремня |
Перегрев системы ГУР |
Блокировка перепускного клапана, использование неправильной жидкости, перегрузка системы |
Очистка или замена перепускного клапана, замена жидкости, устранение причины перегрузки системы |
Наличие пузырьков в жидкости |
Попадание воздуха в систему из-за утечки или неправильной установки шлангов |
Устранить причину попадания воздуха, заменить шланги или уплотнения при необходимости |
Проверка ГУР на исправность
Проверка гидроусилителя руля (ГУР) включает в себя ряд шагов, которые позволяют оценить состояние различных компонентов системы.
Вот некоторые из них:
1. Проверка уровня жидкости в бачке ГУР
Порядок действий:
- Откройте крышку бачка ГУР. Обычно она имеет индикатор уровня жидкости.
- Проверьте уровень жидкости. Он должен быть между отметками «MIN» и «MAX».
- Если уровень жидкости ниже минимального, добавьте рекомендованную производителем жидкость.
2. Проверка натяжения ремня ГУР
Алгоритм действий:
- Взгляните на ремень привода насоса гидроусилителя. Он не должен быть слишком натянутым или слишком слабым.
- Если ремень выглядит изношенным, треснутым или обветшавшим, его следует заменить.
3. Проверка состояния жидкости и фильтра
Действия:
- Проверьте цвет и запах жидкости. Она должна быть светлой и иметь нейтральный запах. Если жидкость темная или имеет запах горелого, это может указывать на проблемы.
- Что касается фильтра, его проверка может потребовать демонтажа и часто выполняется при замене жидкости.
4. Проверка подшипника
Проверьте наличие шума (гула) или вибрации при работе насоса гидроусилителя. Это может указывать на износ подшипника.
Для полной диагностики придется снимать насос и вручную проверить подшипник на люфт.
5. Проверка перепускного клапана
Это требует специализированных знаний и инструментов, и обычно выполняется профессиональным автомехаником.
6. Проверка попадания воздуха в систему ГУР
Алгоритм действий:
- Проверьте наличие пузырьков в жидкости в бачке ГУР при работающем двигателе. Если они есть, это может указывать на попадание воздуха в систему.
- Также при попадании воздуха в систему руль может стать «мягким» и его будет сложнее контролировать.
7. Проверка подтекания жидкости
Действия:
- Проверьте наличие следов жидкости под автомобилем, на соединениях шлангов, уплотнениях и других компонентах системы ГУР.
- Внимательно осмотрите насос гидроусилителя, рулевую рейку, рулевые наконечники и шланги на предмет утечек.
- Если обнаружены утечки или следы жидкости, необходимо найти и устранить причину утечки, возможно, заменив поврежденные компоненты.
При обнаружении проблем во время проверки гидроусилителя руля рекомендуется обратиться к профессиональному автомеханику для диагностики и ремонта.
Некоторые проверки и ремонты, к примеру, перепускного клапана, требуют специализированных знаний, инструментов и оборудования, которыми обычно обладают только профессионалы.
Устранение неисправностей
Рассмотрим основные способы устранения неисправностей, причины которых были описаны выше.
Повышенный шум
Повышенные шумы возникают в нескольких случаях. Появление посторонних звуков под капотом во время поворота рулевого колеса чаще всего свидетельствует о послаблении натяжения ремня привода насоса ГУР.
Чтобы устранить эту неисправность нужно проверить натяжение ремня. В рабочем состоянии при усиленном давлении на ремень большим пальцем он должен прогибаться на 0,1-0,15 см. Если же ремень прогибается значительно больше, его следует подтянуть натяжным механизмом.
Повышенный шум может быть причиной того, что в системе не хватает жидкости, вследствие чего в нее попал воздух. В этом случае нужно долить рекомендуемую жидкость в бачок ГУР. Но после этого обязательно следует провести прокачку системы для удаления из нее воздуха.
На разных автомобилях данная операция может проводиться по-разному.
При наличии специального штуцера
В одном случае прокачка проводится при помощи специального штуцера, который можно найти на корпусе гидроусилителя.
Для удобства прокачки передняя часть авто вывешивается, рулевое колесо поворачивается в какую-либо сторону до упора. При этом двигатель должен быть заглушен.
Затем штуцер для прокачки немного ослабляется для того, чтобы через него мог выйти воздух. После этого рулевое колесо не быстро поворачивается в другую сторону до упора.
При поворачивании рулевого колеса через штуцер должен выйти весь воздух из системы. Сигналом того, что воздух вышел, будет появление из штуцера жидкости. Если жидкость пошла, то, не меняя положения рулевого колеса, штуцер нужно затянуть, чтобы через него воздух не попал обратно в систему. При проведении данной операции нужно постоянно следить за уровнем жидкости в бачке.
Затем следует переднюю часть авто опустить. Чтобы завершить прокачку системы, нужно запустить двигатель и начать проворачивать руль из стороны в сторону до упора. Но долго удерживать руль в крайнем положении нельзя.
Во время проведения этой операции в бачке будут появляться пузырьки воздуха. Проворачивать руль при заведенном двигателе нужно до тех пор, пока эти пузырьки не исчезнут.
Полезно знать — Как заменить жидкость гидроусилителя руля видео, фото.
Гидроусилитель без штуцера
Если гидроусилитель не оснащен штуцером для стравливания воздуха, процесс прокачки производится несколько иначе. Вначале проводятся операции при заглушенном двигателе.
Для этого передняя часть авто вывешивается. В бачок заливается жидкость до уровня. Затем нужно несколько раз провернуть руль от упора до упора.
Затем авто опускается на землю. После потребуется запустить двигатель и дать ему поработать несколько минут. Далее рулевое колесо нужно снова провернуть от упора сначала влево, затем в право, не останавливаясь в крайних положениях. При этом нужно следить за уровнем жидкости и в случае надобности проводить доливку.
При проведении этой операции в бачке на поверхности жидкости образуется пена. Затем нужно двигатель остановить и подождать, пока пена не исчезнет. Прокачка произведена.
Если шум под капотом прослушивается постоянно, то это сигнализирует об износе подшипников насоса гидроусилителя. В таком случае производится замена насоса.
Увеличение усиления на рулевом колесе
Неисправности гидроусилителя руля, которые проявляются увеличением усилия на рулевом колесе, свидетельствуют о засорении системы.
В таком случае потребуется проверить фильтрующий элемент бачка гидроусилителя. Если заметна сильная его засоренность, бачок нужно заменить.
После чего провести промывку системы путем двухразовой замены рабочей жидкости с последующей прокачкой системы. Эту операцию нужно проводить также, когда было обнаружено помутнение жидкости.
Подтекание рабочей жидкости
Очень часто неисправности гидроусилителя руля сводятся к появлению подтекания рабочей жидкости. Она может протекать в местах крепления трубопроводов или же в случае повреждения этих трубопроводов.
В первом случае рекомендуется заменить хомуты на трубопроводах. При повреждении трубопровода, его нужно заменить, для чего придется сливать рабочую жидкость из системы. Причем желательно менять все трубопроводы сразу. После замены трубопроводов в систему заливается новая жидкость и проводится прокачка.
Важно помнить, что повторное использование рабочей жидкости гидроусилителя не рекомендуется, поскольку это может привести к выходу из строя элементов гидроусилителя.
Профилактика недопущения поломок в системе гидроусилителя руля
Профилактика и регулярное техническое обслуживание — ключевые элементы для предотвращения преждевременных поломок в системе гидроусилителя руля (ГУР).
Вот несколько советов:
- Регулярная проверка и замена жидкости ГУР: жидкость в системе со временем загрязняется. Регулярная ее проверка и замена помогут удостовериться, что система функционирует должным образом и не подвергается излишнему износу.
- Проверка уровня жидкости: ее недостаток приводит к повышенному износу и потенциальному повреждению насоса гидроусилителя. Уровень жидкости следует проверять регулярно и добавлять, если он ниже рекомендуемого уровня.
- Проверка и регулировка натяжения ремня: слишком большое или малое натяжение приводного ремня приводит к повышенному износу и потенциальному выходу из строя насоса и его подшипника. Ремень следует проверять на предмет износа и корректного натяжения.
- Проверка на утечки: регулярно проверяйте систему на наличие утечек и по возможности устраняйте их.
- Использование правильной жидкости: всегда используйте жидкость, рекомендованную производителем автомобиля.
- Проверка состояния шлангов и соединений: проверяйте на предмет износа, трещин и утечек. Поврежденные шланги или соединения могут привести к снижению уровня в бачке и попаданию воздуха в систему.
- Регулярный осмотр подшипников: их износ приведет к повышенному шуму и вибрации, выходу из строя лопаток ротора насоса.
- Умеренное использование системы: избегайте избыточного усилия на руль, особенно когда автомобиль стоит на месте. Это может привести к повышенному износу и давлению на систему гидроусилителя руля. Поворачивайте руль плавно и уверенно.
- Обращайте внимание на предупреждающие сигналы: если вы замечаете необычные звуки, вибрации или трудности при повороте руля, обратитесь к автомеханику для проведения диагностики и ремонта. Раннее обнаружение проблем может помочь предотвратить более серьезные поломки.
- Соблюдайте рекомендации производителя: регулярно проводите плановое техническое обслуживание согласно руководству по эксплуатации вашего автомобиля. Производители указывают определенные интервалы обслуживания и рекомендации по замене компонентов, которые помогут обеспечить надежную работу системы ГУР.
Следуя этим профилактическим мерам, вы сможете минимизировать вероятность поломок и продлить срок службы системы гидроусилителя руля вашего автомобиля.