Проверка давления в шинах автомобиля хотя бы раз в неделю многим водителям покажется вполне достаточной заботой об колесах, но это только на первый взгляд.
Почему нужно контролировать давление в шинах?
Опытные водители понимают, что низкое давление в шинах может привести к повышенному износу протектора.
Поэтому повседневный контроль за этим показателем в каждом колесе, в дальнейшем, в значительной мере положительно сыграет на экономии бюджета.
Чтобы облегчить участь водителя и дать ему возможность ежесекундно контролировать не только давление в шинах, но и температуру в них, было разработано специальное устройство, об которым мы и будем говорить дальше.
Система TPMS (англ. Tire Pressure Monitoring System), которую многие автомобилисты называют просто датчик давления колёс, представляет собой систему, призванную обеспечить контроль давления и температуры в автомобильных шинах.
Главным ее предназначением является постоянное измерение и отображение информации, а также немедленное тревожное информирование водителя о том, что произошло падение давления или критическое изменение температуры в шине/шинах автомобиля.
Такая система устанавливается как в виде заводского штатного оборудования.
Так и может быть инсталлирована дополнительно в условиях автосервиса.
С помощью TPMS можно экономить топливо до 4%, повысить безопасность движения, снизить уровень износа шин, дисков и деталей подвески автомобиля.
В США и странах ЕС присутствие такой системы является обязательным.
Американские исследования показали, что TPMS до 70% снижают риски аварий с летальным исходом, причиной которых стал или факт прокола колеса с последующим его разбортированием, или же перегрев покрышки, который привел к взрыву последней.
В России недавно появилась своя разработка под названием Tire Keeper- смотрите видео в конце статьи.
Виды TPMS
Системы TPMS могут быть реализованы двумя способами. Главным отличием между ними являются типы замера, об особенностях которых подробнее мы поговорим ниже.
Еще наблюдаются конструктивные отличия по способу установки датчиков на колесе, которые могут быть как внутренними, так и внешними.
Первый вариант потребует шиномонтажа для установки.
Второй позволяет накрутить указанные датчики на ниппель, заменив ими защитный колпачок или вентиль.
Стоит отметить, что системы контроля давления в шинах производятся как для легковых, так и для грузовых автомобилей, автобусов и микроавтобусов.
Главным отличием для грузовиков и коммерческого транспорта является то, что установочный комплект может содержать большее количество датчиков, а сами датчики рассчитаны на более тяжелые условия эксплуатации.
ВАЖНО: Недопустимой является установка TPMS на машины с повышенной грузоподъемностью, предназначенных для легкового автомобиля!
Устройство и принцип работы
Принцип работы достаточно прост. Установленный на колесе внутренний или внешний датчик измеряет температуру и давление в шине.
Указанный датчик имеет встроенный радиопередатчик с малым радиусом действия, который передаёт полученную информацию на основной блок.
Такой блок устанавливается в салоне авто и в непосредственной близости от водителя.
Основной блок занимается обработкой, полученной от колесного датчика информации согласно заданным самим водителем параметрам.
Итоговая информация выводится на дисплей. Если происходит отклонение от заданных параметров, то система TPMS сразу же подает тревожный сигнал, оповещая о необходимости принятия мер.
TPMS и принцип замера
Косвенный тип измерений.
Устройства, которые измеряют давление по косвенному типу, имеют достаточно простой алгоритм работы.
Принцип заключается в том, что частично спущенное колесо имеет заметно меньший диаметр.
Получается, что такое колесо проходит за один оборот меньший отрезок пути.
Система проводит сравнение с контрольными показателями, опираясь также на показания с датчиков вращения колеса системы ABS.
Если показатели не соответствуют, то TPMS немедленно проинформирует водителя соответствующим сигналом-индикатором на приборной панели, а также последует звуковое оповещение.
Основным преимуществом датчиков давления колёс с косвенными измерениями является их простота устройства и относительно низкая стоимость.
К минусам относят то, что они определяют показатели давление только тогда, когда автомобиль находится в движении.
Еще подобные системы имеют низкую точность измерений, а погрешность составляет около 30%.
Прямой тип измерений.
Системы, работающие по принципу прямого измерения давления в шинах, состоят из следующих элементов:
- Датчик давления;
- Главный блок управления;
- Антенна и дисплей.
Такие системы измеряют давление в каждом колесе.
Датчик занимает место вентиля и замеряет давление, отправляя показания через передатчик на главный блок. Дальше все реализовано аналогично предыдущей системе.
Система прямого измерения имеет высокую точность показаний, чутко реагирует на любые изменения ситуации, имеет возможность перепрограммирования после того, как Вы сменили шины.
Информационный дисплей подобных приборов может быть установлен на центральной панели, может иметь вид брелока и т.д.
Колесные датчики в большинстве таких систем имеют встроенные аккумуляторы.
Замене они не подлежат, так что после окончания срока службы, который обычно довольно длительный, приобретают новые датчики.
Основные игроки рынка
Покупателю предлагается огромный выбор среди предложений в области систем контроля давления в шинах автомобиля.
Стоит выделить следующие бренды: Tyredog, Orange, Whistler, AVE, Falcon, Autofun, TP Master, Phantom, Steelmate, Park Master и другие.
Далее мы познакомим читателя с несколькими довольно интересными и востребованными предложениями.
Whistler ts-104.
Данное устройство работает по принципу прямого измерения давления и температуры в шинах.
Продукт отличается неплохой точностью и качественно реализованным блоком индикации, который устанавливается на центральной панели автомобиля.
Можно отметить качественный уровень сигнала и стабильность связи между основным блоком и датчиками.
В комплект поставки Whistler ts-104 входит:
- блок индикации;
- адаптер питания для авто;
- 4 датчика для каждой шины;
- двухсторонний скотч;
- коврик на приборную панель;
- запасные уплотнители влагозащитные;
- элементы питания;
- пользовательское руководство.
Autofun TPMS-201а.
Эта модель представляет бюджетную линейку продуктов данного производителя.
Отлично подойдет тем, кто ценит точность измерений и быстроту реакции системы, но цена при этом остается вполне доступной.
Autofun TPMS-201 имеет аккуратный и компактный монохромный дисплей небольшого размера, а также обладает высокой функциональностью.
В комплект поставки входит:
- дисплей;
- кабель-переходник прикуривателя;
- кабель для подключения к бортовой сети;
- пластины с липким покрытием обеих сторон;
- стяжки;
- 4 датчика;
- пользовательское руководство.
Системы контроля давления в шинах TPMS для Android
Свежайшей разработкой на рынке TPMS стало предложение, главным отличием которого является возможность взаимодействия датчиков на колесе и блока системы со смартфонами под управлением Андроид.
Весь список информации о состоянии шин автомобиля передаётся сразу на экран смартфона по Bluetooth.
Для этого на Android необходимо установить специальное приложение и приобрести комплект, состоящий из 4-х датчиков давления, Bluetooth модуля и 4-х батареек.
Подводим итоги
Удобство использования, неоспоримые преимущества и приемлемая цена делают систему контроля давления и температуры в шинах незаменимым помощником, который неустанно заботится о Вашей безопасности, поможет существенно продлить срок службы покрышек и убережет от непредвиденных осложнений на дороге в процессе эксплуатации Вашего автомобиля.